16 апреля 2012 16:27
Рецензия на документальный фильм "10 минут"


На прошедшем в пятницу просмотре киноработ фестиваля СахГУ зритель мог среди прочего наблюдать документальный фильм Риты Лондон "10 минут". Интересен он был во многом за счет творческой группы, работавшей над фильмом. Кроме Риты, известной в сахтви как @frouard в создании этой работы активное участие принял известный сахалинский блогер Леонидконстантинович.


Скажу честно, мы всей группой очень ждали этот фильм. Многие очень ждали этот фильм, недаром после просмотра "10 минут" зал несколько опустел. Обсуждая, какой же ход выберет столь неординарный и неочевидный творческий союз, как Леонид и Рита, мы склонялись к версии, что Леня публику (цитирую более облагороженный вариант) "Попробует обмануть, оболванить". Я склонялся к монтажной склейки из постов серии "Прокрался в телевизор".


Результат превзошел все наши ожидания.


Кино Риты Лондон это не дешевая попытка лишний раз напомнить о себе публики, а полноценный документальный фильм, строящийся на сочетание анализа прошлых киноработ и стремлении над этими результатами поразмышлять. Без шуток. Потому что на фесте были работы снятые по принципу "Я покатаюсь-ка я по городу, сниму 5 минутную панораму с заваленным горизонтом, наложу странный, галлюциногенный фильтр. А потом подставлю музыку". Зритель на такие работы реагировал однозначно и одинаково.


О структуре. Фильм держится на главном герое, ведущем постоянный разговор со зрителем. Примерно на 8 минуте в камео появляется и сам режиссер - Рита Лондон. Здесь, я думаю, съемочная группа отсылает нас к традиции фильмов, снятых Вуди Аленом, Робертом Земекисом и, конечно же, Квентином Тарантино. Эти режиссеры так же появлялись в своих работах в эпизодических ролях. И эта параллель очень радует.


"10 минут" - это очень бодрая в плане монтажной склейки документальная работа о рефлексии главного героя, сочувствующего сахалинскому кинематографу в целом. Главные герой - Леонид - знакомит зрителя с работами прошлых кинофестивалей, метко указывая на недостатки (цитата из фильма: "К сожалению, здесь у авторов получился концентрат"), но не забывая при этом, подмечать и положительные моменты (цитата из фильма: Да, у ребят несколько растет качество работ).


Главный герой так же указывает на неочевидные сюжетные ходы, которые в некоторых работах положительно бы повлияли на качество. Так, например, фильм "На завтра обещали метель" мог получиться бы лучше, если бы главный герой не встал бы утром с постели. И в этом мы с Сергеем Штангелем склонны согласиться с автором.


О формате. "10 минут" по формату тяготеет к классическому видеообзору, строящемуся вокруг харизмы и подачи автора. С одной стороны ничего нового - обзорщики теперь плодятся быстрее чем растет число эмигрантов из стран ближнего зарубежья. О "This is Хорошо" и "+100500" не знает только человек без выхода в интернет в принципе. Но "10 минут" это все-таки не видеопост, это документальное кино, и расширяя таким образом границы жанра, фильм выходит на новый уровень, и формируя новый контекст. То, что Стас Давыдов делает для лулзов, в контексте документального кино уже не смотрится как просто видеопост. Используя формат обзорщика, Рита и Леонид пытаются говорить о серьезных вещах подачей, понятной рядовому интернет-пользователю. Они как бы опускаются на уровень ниже, используя оригинальный для документального кино формат, чтобы потом, захватив зрителя гораздо более глубинным подтекстом, подняться, но уже на два уровня вверх. Простая математика. - 1 + 2 = 1. Ровно один шаг вверх. И Леонидуконстантиновичу об этом хорошо известно, спросите у него про оба диплома.


Кстати о подаче. Герой Леонида (а здесь, выходит, он играет самого себя - отсюда естественность и доверие зрителя) не просто рефлексирует. Он выходит на диалог. Я даже больше скажу. Он стремится к этому диалогу. А тех, кто просто пассивно пришел посмотреть, он выталкивает на это общение. Заставляет, тянет с собой. Фигурально выражаясь, само собой. Постоянные обращения к зрителю, конкретные апелляции, попытка размышлять не ДЛЯ публики, а ВМЕСТЕ с ней. Это очень правильно и очень выигрышно, потому что, учитывая современные возможности сети, никаких проблем с обратной связью у творческой группы Риты и Лени нет.


В плане подачи Леонид очень искренен. Думаю, он даже позволяет себе напускное пижонство. Объясню о чем я. Когда Дэвид Финчер снял фильм по знаменитому роману Чака Паланика "Бойцовский клуб", кинокритики в один голос написали о том, что кино пропитано особой "воинствующей философией". Тебе не просто хочется продолжит размышления Тайлера Дердена, тебе хочется встать и разбить кому-либо лицо. Кстати о разбивании лиц. Надеюсь, критики фильма Риты Лондона сумеют различить иронию главного героя. Воинствующая философия "10 минут" - это не призыв к насилию, а, напротив - призыв к конструктивному размышлению.


Теперь о спорных моментах. Настолько же насколько хороша внутренняя, идейная часть, настолько хромает техническое исполнение. С другой стороны добиться такой эмоции используя столь небогатые ресурсы съемки – уже достижение. Возможно, лакированная картинка второго марка фильму и не нужна, но вот чуть больше четкости, чуть меньше шипения и чуть больше отрепетированности бы точно не помешало.


Но это мелочи. Фильм получился таким, каким его и задумывали авторы, а это уже хорошо. Особое внимание при просмотре советую обратить, во-первых, на размышление об арт-хаусе. Довольно симптоматично, что количество работ этого жанра год от года на фестивале только увеличивается. Я предложил сделать отдельную номинацию "арт-хаус", надеюсь @SashaBaharev подумает об этом. Во-вторых концовка. Фильм раскручивается по спирали и финальное его завершение - лучшее, что есть в "10 минутах". Если сначала казалось, что тебе все понятно, то в конце готовьтесь, что может оказаться, что непонятно ничего. А кто-то все поймет с первого раза. Думаю, Рита и Леонидконстантинович изначально своей целью ставили оставить больше вопросов, чем ответов. Оставить у зрителя ощущение и мысль: "Я должен попробовать в этом разобраться и все понять".


И уж ни в коем случае эта цель была не (дальнейший текст облагорожен) обмануть...


В свободном доступе фильма пока нет, так что единственное что остается тем, кто не пришел на просмотр это трейлер и постер. Их можно наблюдать ниже. Это постер...



А это трейлер...



Сам фильм появится уже совсем скоро. Надеюсь, эта рецензия поможет вам при просмотре.



Комментарии

  • Skat
    Skat опубликовал 16 апреля 2012 16:38
    залейте экранку
  • Kolt
    Kolt опубликовал 16 апреля 2012 16:42
    Skat
    Вопросы к ЛК )
    Насколько я знаю она появится в блоге в день вручения наград. 20 апреля.
  • Skat
    Skat опубликовал 16 апреля 2012 17:33
    Kolt
    у лк только блюрей 3д версия с комментариями режиссера и бонус-сценами на 2 часа. а я про экранку предрелизную)) никто не снимал что-ли?
  • Kolt
    Kolt опубликовал 16 апреля 2012 17:46
    Skat
    Мы еще обязательно увидим фильм о фильме плюс бекстейджи )
  • kinoman
    kinoman опубликовал 16 апреля 2012 19:14
    Kolt Skat

    слышал там еще есть съемки с кастнга... на роль Лёни пробывались разноплановые актеры в числе которых Эмиль Хирш, Лиам Хемсворт и недавно появившийся в голливуде Томас Манн
  • GopNick
    GopNick опубликовал 16 апреля 2012 20:42
    О структуре. Фильм держится на главном герое, ведущем постоянный разговор со зрителем. Примерно на 8 минуте в камео появляется и сам режиссер - Рита Лондон. Здесь, я думаю, съемочная группа отсылает нас к традиции фильмов, снятых Вуди Аленом, Робертом Земекисом и, конечно же, Квентином Тарантино. Эти режиссеры так же появлялись в своих работах в эпизодических ролях. И эта параллель очень радует.

    Э.Рязанов как бы это начал практиковать ещё с 1957 года. (это к теме Западники VS. Славянофилы)
  • леонидконстантинович
    леонидконстантинович опубликовал 16 апреля 2012 23:01
    Спасибо, чувак. Чуть позже напишу рецензию на рецензию.
  • Kolt
    Kolt опубликовал 17 апреля 2012 1:22
    леонидконстантинович
    И рецензия и фильм подарили мне немало веселых секунд ) Жду!
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо войти на сайт.