irina21 Irina |
Вот хорошее разъяснение вопроса, который очень-очень долго мне мешал учиться, был, так сказать, камнем преткновения :)
Вопрос: Что такое вера, пока еще не перейден махсом?
Ответ: Пока человек не перешел махсом и не вошел в духовный мир – у него нет веры.
Понятие веры в каббале – это совсем не то, что принято в обычной жизни. В каббале все определения находятся совершенно на другом уровне.
Вера – это ощущение Творца. Если я Его чувствую – я в Него верю. Посмотрите, насколько это противоположно тому, как я думал прежде. В обычной жизни принято, что вера – это когда я ничего не вижу, но верю, будто это существует передо мной.
Но каббала говорит, что это не вера – а фантазии. Она основывается только на реальном ощущении внутри – если я чувствую Творца, то в этой мере получаю силу работать против своего Эго.
Одна сила против другой – положительная против отрицательной. Вот это и называется обладать силой веры выше своего разума, выше эгоизма и ощущения в нем.
Я над всем этим поднимаюсь, потому что уже могу использовать высшие разум и ощущения. Но если у меня их нет, так на какой основе я буду работать? На основе чьих-то рассказов?
Это не называется верой. Это просто игра, которую люди ведут в этом мире по безвыходности, чтобы как-то успокоить себя. Поэтому для веры необходимо прийти к раскрытию! Наука каббала – это раскрытие Творца творениям, и это называется верой.
Источник
И, как всегда, ролик на закуску. Что книга Зоар делает с нами? Живая вода для утомленной души.
Сегодня мне хочется на минутку вернуться к истокам и аксиомам. Как говориться, повторение - мать учения.
"Введение в комментарий Сулам, п.61: "Великий закон времени и пространства".
Знай, что все описания науки каббала, касающиеся времени и пространства, не относятся к воображаемому времени и пространству земного мира, ведь духовное – выше времени и выше пространства.
Но "раньше и позже" – означает причину и следствие... А "верх и низ" и "подъем и спуск" – означают меры грубости и чистоты желания.
Ведь "подъем" – это значит осветление желания, а "спуск" – его огрубление.
И когда говорится, что высшая ступень поднялась наверх – это значит, что нижняя ступень осветлилась и стала такой чистой, словно высшая, и потому прилепилась к ней.
Ведь подобие свойств соединяет духовные объекты друг с другом... И в такой форме нужно воспринимать все слова – именно в духовных понятиях".
Каббала использует язык ветвей, беря слова из нашего мира и описывая ими происходящее в духовном, высшем мире, в котором нет таких понятий нашего мира, как время, движение, пространство, расстояния, направления.
Но те же самые имена, которыми мы в этом мире называем какие-то предметы и действия – в духовном мире обозначают силы, свойства и их действия.
Поэтому нам нужно всеми силами постараться представить себе за этими словами духовные действия.
Эти усилия очень полезны, ведь они создают просьбу (МАН), желание, потребность понять и почувствовать высший мир, начать жить в нем. Этими действиями мы помогаем себе в него войти.
Поэтому в статье Бааль Сулама "Предисловие к Учению Десяти Сфирот", п. 155, написано, что хотя мы не понимаем того, что учим, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал, притягиваем к себе свет, окружающий наши души, и он в итоге приносит нам свойства, необходимые для того, чтобы ощутить духовный мир.
Это не значит, что перед нами вдруг открывается какая-то новая внешняя картина. Но наше желание приносит нам изменение нашего восприятия, внутренних свойств, и в них мы начинаем видеть прочитанное.
Пусть вы не знаете, что такое осветление желания и его огрубление, подъем экрана и спуск, но надо постараться представить это себе в форме желаний и намерений.
Это все, что происходит: есть желание, его намерение и свет, который на них действует. Так я должен стараться соединить эти слова с тем, что знаю, и впечатлиться написанным.
Этого уже достаточно для того, чтобы связаться с этой системой. Пусть она и неправильная – не важно!
Важно мое усилие, мое желание включиться в эту систему, пусть и искусственное. Разумеется, я еще не чувствую с ней чувственной связи, но это естественно, и свыше от меня большего пока и не ждут".
Источник
Мы даже не можем себе представить, насколько окружение, в котором мы росли, сформировало нас на всю жизнь.
Мы все время получали примеры того, как выигрывать в своем эгоистическом желании. Ведь так вели себя все остальные, и мы этому от них научились.
Мы никогда не получали примеров того, как выполнять действия отдачи! Даже когда нас учили "доброму" поведению, объясняли, что оно в наших интересах.
То есть мы все время получали эгоистические примеры, в нас просто "прошили" эту программу получения, нацеленную на то, чтобы все время оставаться в эгоистическом выигрыше. А потом привычка сделалась второй натурой, и я уже не могу по-другому видеть и понимать мир.
Возможно, он представлялся бы мне совсем иным, если бы я видел его в волнах отдачи, а не получения. Кто знает, может быть я увидел бы в нем совсем другие вещи, которые сейчас не могу разглядеть.
Я просто так вырос и стал таким. И конечно, сейчас требуется огромная работа, чтобы перевернуть мою природу.
Но возможно, придет время, когда дети будут расти уже совсем по-другому, в среде таких учителей, родителей, близких, и вообще всего общества, в котором люди будут действовать между собой иначе, альтруистически, и так же влиять на детей…
Источник
Какие потрясающие метафоры находит наш учитель! Кусочек из ежедневного урока.
Мы с вами находимся в системе, которая называется единственное творение, Душа, Адам.
Эта система создана Творцом. Мы соединены в ней постоянными связями, словно органы одного тела.
Наша общая связь наполнена жизнью этой системы – светом. Система называется миром Бесконечности, потому что все в ней безгранично, совершенно.
На этот мир Бесконечности, где все его части связаны любовью и наполнены безграничным светом, Творец накладывает понижающий фильтр, а потом еще и еще – и все портит...
Словно я нарисовал красивую картинку, а потом наложил на нее сверху пленку с грязными, беспорядочными пятнами.
А потом еще одну и еще одну, все сильнее пачкая оригинальную картинку – и так 125 слоев. Это 125 слоев понижения свойств отдачи и любви, связывающих нас в системе мира Бесконечности.
Мы с вами находимся в самом внешнем слое и вообще не чувствуем предыдущие слои. А в нашем слое система связей совершенно испортилась.
Вместо ощущения любви, связывающей нас в мире Бесконечности – мы ненавидим друг друга, не чувствуем своей общей связи, разрозненны, разобщены, разбиты.
Из этого последнего состояния Творец желает вернуть нас к самому первому – светлому и доброму, чтобы сквозь все эти слои, все фильтры, все миры (мир/олам – от слова олама/скрытие) мы вернулись обратно в Бесконечность.
Поэтому Он зовет нас и пробуждает. Прежде Он развивал нас эгоистически, чтобы мы научились больше понимать, больше чувствовать и управлять своей жизнью.
А когда мы достигли определенной зрелости, Он начинает продвигать нас качественно.
Уже недостаточно, чтобы мы просто продвигались, увеличивая свой эгоизм.
Теперь мы должны приближаться к Нему по свойствам, получая такое же желание, чтобы оно было того же типа, а не просто становилось все больше, как в течение всей нашей истории. Поэтому наш современный этап развития такой особенный.
Если мы пытаемся уподобиться более внутреннему слою, где мы сильнее связаны друг с другом, мы этим возбуждаем на себя его свет – и он светим нам издали, как окружающий свет, О"М – и в нем мы исправляемся, чтобы между нами воцарился свет любви и отдачи.
Источник
Кусочек из воскресной лекции профессора по книге Зоар. Анатомия души. Емко и кратко...
Бааль Сулам пишет в "Предисловии к ТЭС", п.2, что есть один самый известный и мучительный вопрос, задаваемый каждым в мире: "В чем смысл нашей жизни?"
Он отметает все другие вопросы и сомнения по поводу изучения каббалы, ведь годы этой жизни, стоящие нам так дорого, принося столько мучений и страданий, чтобы неизбежно закончиться, кто наслаждается ими, или кого я наслаждаю?
Мы видим, что наша жизнь кончается без всякой пользы и результата. И чем дальше человечество развивается, тем яснее это понимает. Поэтому в наши дни, разочарование и депрессия – первая проблема в мире.
Многие люди во всех поколениях пытались ответить на этот вечный вопрос, но он до сих пор стоит перед нами во всей своей силе и горечи, застигая нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах. Ведь он отменяет само наше "Я". И с этим человек не может согласиться, потому что это задевает вечный корень его души.
Если бы речь не шла о нашей вечной сути, мы бы смогли уйти от этого вопроса, отключив свой разум наркотиками или антидепрессантами. Но вопрос о смысле жизни не относится к годам нашего земного существования.
Вопрос: "Для чего я создан?!" – исходит из моей основы и направляет меня к моему исходному корню, из которого можно узнать, для чего создан я. Пока же нам удаётся найти всем известное ухищрение – отдаться без рассуждений потоку жизни.
Мы всячески стараемся себя обмануть, но все труднее существовать по схеме: рождение, школа, университет, работа, дети, старость, смерть. У нас нет выбора.
Для решения этого вопроса я должен заменить окружение, помогающее мне забыться и спрятать вопрос о смысле жизни – на окружение, которое поможет мне обнажить его и побыстрее на него ответить.
Источник
Изучая каббалу, мы вступаем в контакт с самим светом.
Ведь соединяясь с желающими той же цели и учась вместе, мы активно включаемся в Малхут мира Бесконечности, где все люди находятся в своем внутреннем единстве, как одно целое.
Но поскольку мы желаем существовать в таком состоянии активно, мы притягиваем к себе из этого совершенного состояния скрытый свет – и этим ускоряем свое духовное развитие.
Это называется стать Исра-эль – стремящимся "прямо к Творцу", который "ускоряет время", своей учебой сам притягивает к себе свет и заставляет его раскрыться.
А также "освящает времена" – то есть хочет, чтобы свет направил его к отдаче (святость – это свойство отдачи).
Получается, что учеба в каббалистической группе дает нам в руки "вожжи" или "руль", с помощью которых мы можем управлять собой – своими формами развития и его скоростью, становясь независимыми от света.
Но с другой стороны, свет очень силен, и у него есть программа развития каждого из нас и всех нас вместе.
Поэтому, пытаясь сами ускорить свое развитие, мы как раз начинаем чувствовать, насколько мы зависимы от этого света, от его пробуждения. Только с его помощью мы можем продвинуться.
Свет поднимает меня и опускает, пробуждая во мне желание развиваться, чтобы сделать из себя человека "подобного Творцу" и подняться с животного уровня, от всей этой материальной жизни.
Я сам жду, когда свет начнет на меня действовать, и готовлю себя к тому, чтобы полностью передать себя ему, как можно сильнее включиться в учебу, в группу, в распространение, разрешить все вопросы, которые накопил за время темноты и скрытия.
Получается, что я тот "петух" из притчи о петухе и летучей мыши, который ждет рассвета. Я жду, чтобы пришел свет и осветил мне путь, и радуюсь, что свет приходит.
Но "летучая мышь" – тот, кто не подготовил себя к приходу света, воспринимает пробуждение свыше, наоборот, как тьму.
Мы находимся в одном мире, все 7 млд. человек. Но тот, кто готовит себя к приходу света, раскрытию Творца, чувствует, что все происходящее в мире предназначено для раскрытия света.
А если не готовит – то тот же самый свет, который приближается к нам, воспринимают как темноту.
И хотя мы находимся в одной общей системе, только те, кто ожидают прихода света, ощущают его желанным, и для них он действительно свет.
А те, кто не хотят приблизиться к свету, к любви к ближнему, к отдаче – будут ощущать в этом мире все больший кризис и проблемы.
Мы все находимся в мире Бесконечности, но все зависит от нашей подготовки – мы можем почувствовать в нем и бесконечный свет, и бесконечную тьму, или вообще ничего, словно находясь без сознания и ведя лишь животное существование.
Все зависит от нашего желания стать человеком – то есть "подобным" Творцу в Его любви и отдаче.
Михаэль Лайтман
Как ощутить высший мир?
Беседа режиссера-документалиста Владека Занковски с профессором онтологии и теории познания, каббалистом М. Лайтманом.
В. Занковски: Здравствуйте, профессор. Я хотел бы попросить вас рассказать о четырех стадиях развития материи на примерах, взятых из нашей повседневной жизни. Как обычный человек может эти четыре стадии ощутить, воспринять?
М. Лайтман: Эти четыре стадии - это развитие любого элемента природы и всей природы, вместе взятой.
Рассмотрим, как развивался наш мир. Первоначально это была точка, которая сосредотачивала в себе всю энергию, всю будущую материю, информацию, все будущие силы. Затем, в результате процесса, называемого "Большой взрыв", постепенно развилась неживая материя, затем уже появилась жизнь на планете Земля. Одна стадия перешла в другую: растительный уровень развития природы, затем животный уровень развития природы, и животный постепенно переходит в следующий уровень - в человека.
Чем отличается человек от животного уровня? Тем, что он становится сознательным элементом природы. Дело в том, что все предыдущие стадии развития природы (части природы) - неживая, растительная и животная - жестко следуют программе развития, заложенной в них, совершенно неосознанно участвуя в этом процессе. Человечество какую-то определенную часть своей истории тоже участвует в этом процессе инстинктивно, без осознания того, что же с ним происходит - так называемые, неживая, растительная и животная стадии развития человечества. Сегодня мы приходим к последней стадии нашего развития - к осознанной, когда начинаем понимать, что мы единственный элемент природы, который обладает свободой воли, который находится вне природы, потому что может поступать вопреки ей.
Вся природа - гармонична, связана в одну единую систему, а человек должен на сегодняшней, последней, стадии своего развития привести себя к гармонии с ней. В том случае, когда человек достигает своего осознанного развития, когда он исправляет себя, свой эгоизм, который толкает его на то, чтобы он пожирал этот мир, тогда во взаимном сотрудничестве с себе подобными он становится самым высшим, самым гармоничным элементом природы.
Изучая все, что произошло на предыдущих стадиях его развития, человек видит, что природа приводит его к необходимости создать из самого себя гармоничный элемент природы, привести человеческое сообщество в гармонию сприродой. Исследуя закон всеобщей гармонии, всеобщей взаимосвязи, глобальности - высший закон природы, который сейчас нам раскрывается, - человек при этом овладевает этим законом, становится как бы над природой. Сама природа вынуждает нас к этому.
То есть сегодня перед нами раскрывается огромная возможность: достичь всеобщего баланса, как между собой, так и между нами и окружающим нас миром, чтобы все его части - неживая, растительная, животная и человеческая - постигли вот этот всеобщий закон природы. И тогда человек начнет осознавать свою принадлежность к совершено иному уровню существования, поднимется над своим животным телом и своим сегодняшним животно-эгоистическим существованием и оценит себя, воспримет себя существующим в совершено ином измерении, то есть в принадлежности к той силе, которая создала наш мир.
В. Занковски: Но почему существуют именно эти, столь разные, четыре состояния материи?
М. Лайтман: Мы можем это понять, исходя из изучения силы, которая создала наш мир. Сила, создавшая наш мир - единая сила природы - абсолютно добрая и изначально разумная. Именно благодаря сегодняшнему кризису, человечество начинает постепенно-постепенно осознавать, что природа, на самом деле, не ниже его, а выше его и включает его. Единая сила природы (можно назвать ее высшей силой природы), практически, то же самое, что силы, которыми мы сегодня оперируем, или те силы, которых мы еще не знаем: силы разума, силы нашего желания, или силы на других уровнях - биологические, и так далее.
Изучая эту единую силу природы, мы изучаем изначально четыре стадии воздействия этой силы на нас. Замысел природы, как я уже говорил, заключается в том, чтобы привести всю природу к гармонии с этой высшей силой, поднять все творение на уровень этой высшей силы. Для того чтобы это сделать, природа создала желание, которое является основой всего существующего.
Маленькое желание - первоначальное - создает вокруг себя оболочку, которая названа нами неживой материей. Изучая неживую материю, допустим, в физике, особенно в квантовой физике, мы начинаем видеть, что за этой материей существует, на самом деле, сила. Углубляясь далее, мы переходим от силы к какому-то замыслу, к воле. Об этом нам говорят законы микромира - дуальность мира, дуальность микрочастиц, то есть мы не можем описать квантовый объект или только как волну, или только как частицу.
И вот эта воля, сила, замысел, который стоит за материей, развивает материю - по четырем стадиям развития - до такого состояния, чтобы появилась в ней возможность постичь этот первоначальный замысел, этот разум, с которого все и началось, и поднять человека до уровня этого разума. Мы видим это на протяжении всей истории развития человечества, то есть развития в нас - по тем же четырем стадиям - эгоизма, желания. Развивающееся желание вывело нас из животного состояния на общественный уровень: рабовладельческий строй, затем феодальный, капиталистический, затем ну, немножко неудачный - социалистический.
Социалистический строй - это как бы маленькая ошибка по пути развития, хотя, вообще, за капиталистическим строем следует строй коммунистический. Но это не тот строй, который мы наблюдали на неудачном примере Советского Союза, а тот строй, который будет осознан человеком как необходимый, поскольку он исходит из гармонии всей природы, из необходимости собрать все ее части в одно единое целое и уподобить высшей силе природы.
Таким образом, как в историческом пути человечества, так и в жизни человека мы наблюдаем четыре стадии развития: детство, юность, зрелость и старость.
К чему, в принципе, ведут эти четыре стадии? Они должны привести нас к тому, чтобы мы были самостоятельны и как бы противоположны этой единой силе природы, потому что только в таком случае мы называемся существующими. Ведь если эта сила изнутри нас погоняет, нами управляет, то мы не являемся, по сути дела, самостоятельно существующими элементами природы.
Сегодня мы начинаем раскрывать, что наш эгоизм развился до своего максимального значения, до своей четвертой стадии, и в силу этого мы стали абсолютно противоположны природе. Мы стремимся эгоистически использовать всех и вся, каждый - ради себя… А природа сегодня показывает нам, что мы абсолютно связаны друг с другом, то есть она демонстрирует нам картину, совершенно противоположную нашей внутренней природе. И вот это противопоставление внешней природы, глобальной, общей, нашей внутренней природе, оно и является нашим заключительным эгоистическим развитием.
Итак, мы достигли сегодня отрыва от природы, как бы самостоятельного существования, с одной стороны. С другой стороны, мы осознаем, насколько порочно это самостоятельное эгоистическое существование, когда мы желаем все подчинить себе, всем управлять, всем все использовать. Таким образом, создалась ситуация, где мы получаем свободу воли:
- с одной стороны, мы видим, какими мы обязаны быть согласно замыслу природы;
- с другой стороны, мы видим, что согласно тому же замыслу мы созданы абсолютно противоположными единому закону природы;
- и вот в борьбе между этими двумя началами и возникает свобода воли, то есть происходит становление "я" человека.
Если человек сегодня поднимется над своей эгоистической сутью и поймет, осознает, что мы находимся в одной замкнутой глобальной системе - но именно своим осознанием согласно древнему библейскому принципу "возлюби ближнего, как себя", никак иначе невозможно достичь гармонии между нами всеми - то этим мы и достигаем понимания замысла природы, становимся равными ей и таким образом достигаем высшего уровня своего существования, четвертой стадии - коммунистической, к которой нас природа все равно гонит демонстрацией нашего противостояния ей.
В. Занковски: Мне очень понравились примеры о развитии формаций: рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический, коммунистический… Развитие человека - это понятно: детство, юность, зрелость… А вот четыре времени года, или деление суток на четыре части - это тоже относится к четырем стадиям?
Такие наглядные примеры из жизни очень важны, потому что нам необходимо заставить человека задуматься: вот он живет - день, ночь, утро, вечер, четыре времени года, еще четыре…
М. Лайтман: Вы правильно сказали про деление суток на четыре части. То есть день, ночь, утро, вечер - это четыре равноценные стадии. Они постоянно перетекают, протекают во всем, что происходит с нами.
Вы говорили о воде. Вода - это определенная стадия, она несет в себе огромную информацию, и в ней также существует переход от "неживой" ее части к "живой". В ней, если мы будем ее исследовать, то также найдем четыре основы… Но я бы не хотел в это углубляться, потому что силы и термины, которыми нам придется оперировать, обычному человеку пока неизвестны.
Далее. Рассмотрим четыре состояния, в которых мы можем находиться. Они подобны состояниям день, вечер, ночь и утро, и человек так же переходит из одного состояния в другое.
День. Мне все абсолютно ясно, У меня существует определенное мнение, контакт с объектом, какое-то определенное понимание его. Я его как бы вмещаю в себя, создаю внутри себя какую-то его модель.
Затем, когда я начинаю более глубокое исследование, нахожу в нем новые, более углубленные формы, законы и так далее, то начинаю понимать, что мне не все ясно. Наступает, как бы, вечер, когда день и ночь начинают перемешиваться, то есть я вроде бы еще понимаю что-то и уже начинаю что-то не понимать. Я вхожу в следующую стадию исследования, когда я раскрываю следующий слой материала, который я изучаю, объекта, который я изучаю. он становится мне непонятным. Но эту стадию мне необходимо пройти, мне необходимо выяснить вопросы.
Именно в той мере, в которой я не понимаю, в которой я обнажаю все свое непонимание объекта, с которым имею дело, я активно прохожу эту ночную стадию. Я выясняю все вопросы, которые у меня есть, и после этого начинаю осознавать, начинаю создавать новую модель внутри себя. И во мне начинает проясняться следующий слой познания этого объекта. Это уже утро. И так далее. Таким образом - постоянно, даже неосознанно - внутри нас происходят эти процессы: в познании, в пищеварении, в старении организма. То есть процесс, который происходит, любой динамический процесс на любом уровне - психологическом, физическом, неважно каком, - он происходит все равно по этим же четырем стадиям.
В. Занковски: Судя по вашим словам, и физиологические процессы - пищеварения, старения - тоже проходят по четырем стадиям?
М. Лайтман: Конечно. Пищеварение - это голод, насыщение и переход между ними: от голода к насыщению и от насыщения снова к следующей стадии - к опустошению и голоду. Это то же самое, что и любое постижение. В принципе, нет никакой разницы - или я поглощаю пищу, и эти четыре стадии проходят во мне на животном уровне, или я поглощаю какую-то информацию и тоже прохожу четыре стадии ее познания, впитывания в себя.
Процесс старения - это, естественно, то же самое. Я рождаюсь. Я начинаю постигать мир, начинаю в нем активно участвовать. У меня огромное количество вопросов. В детстве, в юношестве у человека широко раскрыты глаза. Человек входит в зрелый возраст, твердо стоит на ногах, постигает этот мир, желает его подчинить себе, впитать в себя, осознать его полностью.
А потом приходит старость. То есть все мои желания, все мои побуждения, все мои мечты, планы - они все вроде бы или сбылись, или не сбылись, но я устаю от этого. Процесс насыщения произошел, я уже просто устаю от самого процесса. Дело двигается к смерти.
А после смерти - следующее возрождение, следующий период, состоящий так же из четырех стадий.
Так происходит на протяжении всей нашей эволюции с каждым элементом природы - четыре стадии его развития.
Сегодня, впервые в истории, и вся природа: неживая, растительная, животная, и человек находятся в одном едином состоянии - состоянии глобального кризиса. Развиваясь по четырем стадиям, мы достигли сегодня последнего уровня развития, и теперь мы должны качественно подняться на следующий уровень, о котором я уже говорил, - это уровень полного взаимодействия с природой. Поэтому этот следующий уровень называется уровнем полного исправления.
На этом заканчиваются периоды развития, которые всегда проистекали из ущербности, из недостатка, из возникновения вопросов, из голода, из отсутствия совершенства. Сейчас, если мы станем такими же совершенными, как вся природа, если мы создадим между собой в человеческом обществе такие же взаимоотношения, как в единой природе, тогда мы поднимаемся на уровень создавшей нас силы, и затем продолжаем развиваться (это пока еще неподвластно нашему исследованию), но уже постигая эту силу.
Состояния постижения идут уже не по четырем стадиям развития, потому что эти четыре стадии мы полностью реализовали, не исходят из возникновения вопросов, информационного или физического голода, не возникают под воздействием генов или других информационных данных. Развитие происходит от уровня совершенства к еще большему совершенству. Человечество, представляя собой уже один единый организм, продолжает развиваться не из состояния недостатка к состоянию наполнения, а из меньшего наполнения к большему, к все большему и большему.
В. Занковски: Получается, что в эти четыре стадии добавляется еще финальный пятый элемент. Как происходит этот процесс?
М. Лайтман: Финальный пятый элемент - это соединение с высшей силой природы, когда мы становимся адекватными, равными ей.
Его мы создаем сами внутри себя, когда все человечество превращается в один единый организм, состоящий из миллиардов элементов, каждый из которых достиг своего максимального эгоистического развития, но использует весь свой огромный эгоистический потенциал именно для того, чтобы быть взаимосвязанным со всем остальным человечеством. А животное настоящее состояние человека перестает, вообще, ощущаться им, как его личное. То есть, рамки жизни и смерти не играют никакой роли, потому что он своим сознанием поднялся выше своей природы.
Итак, когда я, согласно принципу "возлюби ближнего как себя", начинаю выходить из ощущения себя в ощущение общей природы, то я при этом постигаю еще и единую (высшую) силу природы. Это и есть пятое состояние.
В. Занковски: Как добиться этого пятого состояния? Что нужно добавить? Какой элемент? Что нужно сделать, чтобы этот переломный скачок произошел?
М. Лайтман: Только лишь воспитание. Ничего другого. Человек должен учиться у природы. Так же, как мы учимся в течение жизни (в основном, в детском возрасте), как включиться в этот мир, познаем его законы - физические, общественные, что позволяет нам существовать в этом мире, так же необходимо изучать законы существования высшей природы, законы правильного сосуществования между нами. Если мы будем учиться, то научимся.
Вся наша вселенная - это единая замкнутая система. Каждый элемент единой замкнутой системы в любом своем поступке должен просчитывать свое влияние - причем, доброе влияние, правильное - на все остальные элементы. Вот до такого состояния нам надо дойти.
Как только мы начнем ощущать в этом необходимость - сначала в маленьких, может быть, масштабах, в каких-то небольших моделях, а затем во все больших, когда мы замкнемся все вместе между собой вот в таком добром взаимодействии, тогда мы и постигнем эту высшую силу природы. А достичь такого состояния можно, только лишь исследуя общую систему природы - то, каким образом она устроена, и адаптируя ее на свое отношение друг к другу.
В. Занковски: Предположим, люди захотят - именно, мысленно - перейти, как вы говорите, к следующему этапу развития. Просто захотят, без воспитания, без этих длительных процессов. Просто все люди, семь миллиардов, захотят. Это сыграет какую-то роль?
М. Лайтман: Конечно, это сыграет роль. Но как они захотят? Воспитание просто необходимо.Человек не рождается сразу же взрослым. Он рождается маленьким, и проходит этап, когда полностью зависит от взрослых. Взрослые создают для него особую обстановку, для того чтобы его обучить, приспособить к этому миру.
То же самое нам надо сделать на сегодняшнем уровне нашего общественного развития. В этой новой глобальной взаимосвязи, раскрывающейся между нами, мы должны относиться ко всему человечеству, как к новорожденному. Нам надо воспитать этого новорожденного - все эти шесть-семь миллиардов людей. Со стороны природы раскрывается система глобальной взаимосвязи, мы как бы поневоле рождаемся в этот новый мир, к которому совершенно не приспособлены.
Поэтому сегодня, исходя из изучения природы, мы должны создать для себя систему обучения, систему воспитания самих себя - как нам выжить в этом новом глобальном мире. Без этого мы не обойдемся. Я надеюсь, что это будет главной заботой правительств и всех международных организаций, которые поймут, что только от этого зависит наше будущее. Без этого глобального обучения, то есть обучения тому, что называется глобальным миром, что значит глобальный кризис, - без осознания этого мы не сможем достичь желания, о котором вы говорите: "давайте все пожелаем".
Для того чтобы прийти к "давайте все пожелаем", нам надо заняться обучением "маленького человечка", который сегодня может быть великим ученым, философом, политиком, экономистом, бизнесменом - неважно, они все маленькие люди, относительно того нового уровня, на который нас поднял наш эгоизм. Наш эгоизм поднял нас на глобальный уровень взаимодействия и показывает нам, что именно его-то мы должны правильно использовать.
В. Занковски: Четыре стадии - это основа. Но когда человеку говорят, что существует код всего мироздания, что есть четыре стадии, которые включаются в каждый элемент, получаешь ответ: "Ну, да, это все очень интересно. Но где? Дайте мне пощупать, объясните". Поэтому и необходимы примеры на таком - бытовом - уровне. Почему я спрашиваю о таких наглядных примерах? Чтобы самому сформулировать как можно более доступный посыл человеку.
М. Лайтман: Я понимаю вас. Дело в том, что природа, как мы ее раскрываем, - совершенна. Поэтому замысел творения представляет собой абсолютно положительный посыл - это первая стадия. Затем эта первая стадия начинает ощущать, что существует более высшая стадия, и вместо положительного восприятия и поглощения, желает уподобиться ей, то есть единой силе природы. Это уже вторая стадия.
Далее происходит понимание того, что это подобие - оно инстинктивно, не самостоятельно (в нашем состоянии, в нашем мире, допустим, - не от чистого сердца). И поэтому творение желает убедиться будет ли оно действовать подобным образом, если включит в этот процесс свою природу, то есть действовать от чистого сердца. На данный момент, являя собой соединение двух противоположных стадий: первая - полное получение, вторая - полная отдача, творение пытается понять, что же оно на самом деле из себя представляет. Это третья стадия.
И вот эта третья стадия дает понимание того, что желает эта высшая сила, и чего желаю я, пытаясь полностью уподобиться ей, уже из своей природы.
И тогда возникает четвертая стадия, когда я желаю только одного: быть абсолютно самостоятельным, абсолютно оторванным от высшей силы, не подчиняться ей, действовать самостоятельно - так, чтобы, вся природа, вся эта высшая сила, - как в "Сказке о рыбаке и рыбке" - служила бы мне. Эта последняя стадия и есть та неразумная старуха, которая пытается поглотить всю природу, все мироустройство. Человечество сегодня - это неразумная старуха, которая вдруг обнаруживает, что у нее, на самом-то деле, лишь разбитое корыто, и она не может это корыто наполнить. Все уходит.
Единая (высшая) сила природы, создав эти четыре стадии развития, говорит нам: "До этого состояния я тебя развила, а далее: осознай кто ты, что ты; пойми, насколько ты противоположен окружающей тебя гармонии; вокруг тебя существует все, что угодно, - только ты не в состоянии даже толики малейшей осознать, ощутить, воплотить; быть хотя бы немножечко счастливым, немножечко наполненным в разуме, в чувствах, даже на животном уровне ты не можешь этого достичь".
Сегодня, впервые в истории, у нас появляется возможность самим, нашей свободой воли, нашим осознанием четырех стадий, которые мы прошли поневоле, построить из себя систему, равную этой высшей силе, достичь подобия ей.
Пятый элемент
Друзья, поздравляю вас всех с праздником Победы! Пусть никогда не будет больше войн!
Вопрос: Почему авторы Книги Зоар все время повторяют и объясняют одно и то же? Разве недостаточно объяснить принцип – и продолжать дальше?
Зачем так много писать об уже понятных нам вещах - что каждый элемент состоит из четырех частей, умноженных на три линии, - итого из двенадцати частей?
Ответ: Повторяя свои объяснения, авторы Зоара дают возможность тем, кто уже обладает экранами и духовными сосудами (келим), вместе с чтением совершать все действия, описанные в Книге.
Тогда человек раскрывает эти действия и совершает их вместе с рабби Шимоном – в то время. когда он писал Зоар. Ведь в духовном нет времени. Поэтому он соединяется с автором, берет его за руку, как малыш взрослого, и идет вместе с ним.
Тем самым рабби Шимон ведет человека за собой, показывая ему и разъясняя все действия и свойства одно за другим, вновь и вновь повторяя те же действия в разных местах.
Почему? Потому что каждый раз нам нужно исправить еще какое-то свойство внутри нашего желания насладиться.
Нам кажется, что уже достаточно, сколько можно повторять одно и то же – потому что у нас нет знания и ощущения, что это не одно и то же.
Имена и названия – вроде бы те же самые, но каждый раз это новые внутренние определения.
Поэтому нам стоит просто плыть по течению вместе с авторами Книги Зоар, стараясь как можно больше соединиться с ними и понять, что происходит.
Источник
Как настроить себя на Зоар - отрывок из воскресной лекции по Зоар.
Вопрос: Как не погасить в себе потребность к отдаче?
Ответ: Потребность к отдаче, исходящая из любви – никогда не гаснет. Ты никогда не сможешь сказать: "Хватит!"
Наоборот, чем больше ты будешь отдавать, тем большую ты будешь ощущать потребность в отдаче.
Иначе это не называется любовью! В любви невозможно сказать: "Хватит! Только до сих пор – а дальше я не люблю". Если ты говоришь, что у твоей любви есть граница – значит это не любовь.
Если тебе это не понятно, спроси свою жену, и она тебе объяснит. Женщина чувствует это в силу своей природы.
Мужчина хочет ограничить свою любовь, ведь его духовный корень – это сила анти-эгоистического экрана, который говорит: "До сих пор и не далее, дальше я не готов идти".
А женщина, которая хочет ощутить его любовь, не понимает, как у нее могут быть какие-то границы. Так заложено в нашей природе.
Но наслаждение никогда не может загасить желание любить – оно пробуждает только еще большее желание. Разве когда ты даешь своим детям, ты можешь сказать: "Хватит, я больше вам не дам!"
Возможно, что ты просто не способен дать большее и ограничен внешними условиями, но ты не можешь сам решить, что в отдаче детям есть граница.
Любовь отменяет все границы. Мы не понимаем, что такое настоящая любовь – мы думаем, что это означает наполнить собственный желудок.
Но любовь – это наполнение чужого желания, стремление наполнить другого.
И я чувствую, что это чужой и что между нами существует дистанция. А с другой стороны, во мне есть потребность его наполнить.
Речь идет о духовном кли и науке каббала, а не просто о поцелуях и объятиях. Вся природа действует по этому принципу: недостаток и наполнение, и всем управляет любовь.
По этому принципу все в природе соединяется и тянется друг к другу или отдаляется. Единственная эта сила действует в природе, ведь Творец – это сила любви. Поэтому нет ничего, кроме любви и ненависти (то есть любви со знаком минус).
Любовь к ближнему – это не красивый лозунг, а закон природы. Наполнить желание другого – означает почувствовать себя выше времени, движения и пространства, всех ограничений этого мира, то есть войти в духовный мир.
Этим я достигаю вечной жизни. А без этого – я живу как животное и ограничен жизнью своего материального тела в этом мире.
Источник
Любовь стирает границы - отрывок из ежедневного урока по каббале
Зоар, глава "Ваера", п.258: Суд, свершенный Творцом при потопе, и суд над Содомом – оба они были судами ада, ибо грешники в аду судятся водой и огнем.
п.259: Содом был осужден судом ада, как сказано: "И Творец пролил на Содом и на Гоморру серу и огонь от Господа с небес".
Один был осужден водой, а другой был осужден огнем. И то, и другое – суд ада.
Грешники в аду судятся двумя этими категориями судов, ибо есть снежный, т.е. водный ад, и есть ад огненный.
Нам нужно понять, что все выяснения мы делаем внутри себя, а сама реальность не изменяется.
Я и сейчас нахожусь в мире Бесконечности, и ничего в существующей реальности не может измениться, но во мне меняется восприятие, ощущение, осознание, понимание, оценка – и только. Именно эти изменения я ощущаю.
Сказано, что "каждый осуждает в меру собственной испорченности" – то есть я рисую внутри себя картину согласно моей оценке мира Бесконечности.
Поэтому Ад и Рай, добро и зло, суды огнем и водой – это разные уровни моего отношения к статической, неизменной картине. Как сказано: "Я своего проявления АВАЯ не изменял".
Мы сами рисуем внутри себя свою реальность, согласно своему отношению к постоянному состоянию.
Все зависит только от наших свойств, восприятия и оценки мира Бесконечности, Творца, света, абсолютной отдачи.
Все эти состояния: Ад и Рай, такой суд или другой – все это я раскрываю внутри себя, а снаружи ничего не меняется.
Все определяется только изменением моего осознания, моего видения. То есть все зависит от меня, от моих внутренних ценностей, от моих свойств, моих основ!
Поэтому все зависит от образования, от общества, которое помогает мне заменить свои основы, чтобы я определил более правильное отношение к неизменной реальности.
Чем быстрее я смогу изменять в себе свои ценности, внутренние данные, тем быстрее я буду переводить себя из одного кадра в другой.
Источник
Всех поздравляю с праздником 1 мая! Клип - в подарок к празднику.
Страницы: 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
|
|