18 февраля 2009 5:25
Сказка про «новых русских бомжей»

Сказка про «новых русских бомжей».

Невельчане обнаглели – им, понимаешь, государство насыпало миллионы, а они всё ещё чем-то недовольны. Отчего же так несчастливы они и с какой стати пишут во все инстанции, ломятся в кабинеты сильно и надолго занятых чиновников, да еще имеют наглость досаждать заместителю министра регионального развития РФ?

Вспомним, с чего всё началось. Вошедшее в историю Сахалинской области землетрясение 2 августа 2007 года принесло жертвы и разрушения на юге Сахалина. Жилфонд города Невельска, состарившийся задолго до упомянутого события, на 70% оказался негодным для проживания и был выведен из реестра жилых домов.

Жителей города как могли успокоили — мол, государство вам поможет. Не просто из милосердия, а по закону. Кому построят новенькие дома с 9-балльной сейсмоустойчивостью, кому дадут сертификат, но на улице пострадавших не оставят. Перспективы вроде бы вселяющие надежду, но каковы реалии?

«Новострой» — быстро, но...

Итак, новострой. В народе – «курятники», «картонные домики», «избушки на курьих ножках». Немалое количество невельчан, перепуганных тем, что скоро зима, а жить негде, надеясь, что любимое государство по закону построит им полноценные жилища, поспешили подписаться на «новострой». Но радость их была, как оказалось, преждевременной. Нет – государство, в лице чиновников различных рангов и героических строителей-подрядчиков, жильё им построило. Только вот какое?

Вселившись, счастливчики первым делом обнаружили немалые оригинальности проектов: первое – кухонь нет! Ну, не совсем конечно нет, даже можно сказать, есть, но только в виде «кухонных зон», что многих неприятно озадачило... Второе – первый этаж практически «лежит» на земле и на решётчатые балкончики свободно запрыгивают уличные собачки, а порой обнаруживаются до сего момента незнакомые люди, бельишко вывешивать соответственно тоже рискованно. Третье – в стены лучше пальчиками не тыкать, ну а шкафы ронять вообще чревато – вместе со шкафом вы рискуете вломиться на жилплощадь соседа. И четвертое, самое оригинальное, — вашу дверь может открыть любой желающий умелец, имеющий ножовку, потому как выпилить замок вместе со стеной проще пареной репы.

Жить стало легче, жить стало веселей. Но еще веселей осознавать не только как жить, но и с кем жить по соседству. Тут новейшие сюрпризы жеребьёвки при распределении квартир добавили перцу и многие невельчане получили в соседи лиц, мягко скажем, слегка алкогольной ориентации. Что ж поделаешь, хоть и живём при бурно развивающемся капитализме, но права всех граждан на жильё соблюдаем. Ну а с тем, что возвращаясь с работы, вы можете случайно обнаружить лицо той самой слегка алкогольной, а временами и нецензурной ориентации в плохоподвижном состоянии на полу лестничной площадки, придется смириться. Впрочем все это в общем-то переживаемо, если не учитывать риск засыпания таких соседей на личной жилплощади с сигаретой в руке. Тем более, что горючесть новостроек уже удалось проверить на практике и опыт показал — горят! И горят хорошо.

Гонка на выживание.

Кому «повезло» больше всех — так это, ставшим уже легендарными, владельцам сертификатов. Ценные бумаги под громким названием Государственный жилищный сертификат были щедро обещаны всем. Но Москва и тут нас перехитрила! Все – это не каждый! — твердо дал понять Минфин, намекая, очевидно, на то, что денег мало и казна не резиновая. Граждане, в порыве отстоять свои права, организованно подались в Невельский городской суд — доказывать факт проживания в доме, который подлежит сносу. Но, как оказалось, для Минфина подтверждения факта проживания маловато и народ кинулся в суд теперь уже доказывать, что жена является супругой своего мужа, дочь — членом семьи собственных родителей и вообще, что жить негде. Суд, долго и недоверчиво рассматривая бумаги, явно сомневался, что эта жена — супруга именно этого мужа, а истец не имеет в заначке еще пару-тройку квартир.

Счастливчики, которым удалось-таки вырвать из твердо сжатых зубов государства вожделенный сертификат, всё же нашлись. Казалось бы, спи спокойно — справедливость восторжествовала. Ан — нет! Оказалось, сие есть только начало гонки на выживание.

Не новость, что метраж основного жилого фонда на Сахалине «не дотягивает» до норм, указанных в сертификатах. Покупка жилья соответствующей площади с доплатой многим не по карману, да и подавляющее большинство собственников, выставляющих на продажу свои квартиры, опасаются иметь дело с сертификатами. Риэлторские конторы уже не справляются с потоком владельцев ГЖС, подыскивая «нужный» метраж по сходной цене. А капитализм не дремлет – рынок недвижимости мгновенно отреагировал на повышение спроса и цена на квартиры в некоторых городах выросла в 10 раз, а знаменитый невообразимыми ценами на квартиры Южно-Сахалинск и тут не поскромничал – квартиры стали стоить процентов на 50 дороже.

Вы скажете: ипотечный кредит — вот решение ваших проблем! Да не тут-то было. Невельчан, как лиц без определённого места жительства, банки кредитовать опасаются, ведь даже в паспортах у многих сейчас стоит удручающая запись – «снят с регистрационного учёта». И ещё одна немаловажная проблема – многие потеряли работу. Её в Невельске и до землетрясения-то было – кот наплакал, а сейчас днём с огнём не сыщешь. Какой банк станет рисковать столь необдуманно, кредитуя нового русского бомжа, к тому же безработного?

Пришла беда — отворяй ворота.

Отдельная тема — материальная помощь гражданам, лишившимся имущества, в размере 50 тысяч рублей. Многие её так и не получили, а причины порой загадочней некуда. Почему, например, человек, признанный пострадавшим от землетрясения, получает право на жильё, но при этом не признан Москвой лишившимся имущества? Несмотря на то, что его родной дом снесли вместе с мебелью, электробытовой техникой и носильными вещами, не дав ему права забрать НИЧЕГО? А суд, в свою очередь, требует от него документы, что он действительно потерял свой телевизор, шкаф и кресло-качалку, доставшуюся по наследству от любимого дедушки. Закон действительно подразумевает, что в момент, когда на людей рушатся потолки собственной квартиры, они будут спасать не своих близких, а инструкции по пользованию телевизором и холодильником вкупе с гарантийными талонами и чеками об оплате?

Нашумевшая же проблема с нечаянно выписавшимися накануне землетрясения или не успевшими прописаться в собственной квартире до августовских событий до сих пор остается малоразрешимой. Теперь-то мы знаем, что право на какую-либо помощь от государства имеет, оказывается, только тот гражданин, который зарегистрирован официально в данном населенном пункте. Остальное не имеет значения. Вы можете быть собственником, можете с рождения жить в этом городе и даже в той же самой квартире, но для Минфина вас как бы нет.

Наградим неучастных?

А что же власть имущие спросит неискушённый читатель: Полпред президента, главный ревизор от правительства, государев муж губернатор Хорошавин и иже с ними? Да всё просто — одни бодро рапортуют о новых успехах и грядущих достижениях на ниве освоения бюджетных средств, выделенных на помощь пострадавшим, другие охотно верят. На слово. Или делают вид, что верят?..