11 февраля 14:29
Вопрос к Авелю.

Бердяев писал, что этика начинается с вопроса «Каин, где брат твой Авель" и завершается вопросом: "Авель, где брат твой Каин". С первым все понятно, а вот со вторым начинаются «трудности перевода». Чуете, куда я клоню, правда же? Да, я тоже о «стрелке», «морпехе», «родновере» и бог его знает, как еще обзовут этого несчастного в соцсетях и СМИ. Но все-таки я не совсем о нем. Я о нас. О том, что с нами стало. О той реакции, которую вызвала в обществе эта совершенно чудовищная история. Не вижу смысла приводить здесь цитаты с сахкомовского форума или выдержки из комментариев в социальных сетях. Вы все это и без меня знаете наизусть.

История Степана Комарова – это история-триггер. То есть живет себе обычный такой обыватель, никого не трогает, ни в чем таком-эдаком не замечен, и вдруг – на тебе! – начинает клеймить позором представителей определенных социальных групп, приверженцев той или иной идеологии, да просто всех, кто думает не так, как он. Таких «триггеров» в новейшей истории России было немало: дело «Pussy Riot», опрос телеканала «Дождь», Евромайдан, олимпиада и вот теперь – дело «сахалинского стрелка». Общество реагирует на подобные вещи так, как и положено пациенту психиатрической клиники – испытывает ряд психопатологических переживаний, зачастую напрямую никак не связанных с произошедшим событием, но триггер-то уже сработал! А затем общество приступает к самолечению. Самолечение однотипно при любом заболевании – запретить, осудить, покарать, вот это все. Это, так сказать, синопсис (рука так и просится написать «анамнез»).

У тех, кто дочитал до этого места, наверняка возник вопрос: а при чем тут история Каина и Авеля? А вот при чем. Мысль Бердяева о том, что и Авель несет ответственность за своего брата, за то, что не смог уберечь его от греха и дал погибнуть нравственной смертью. Улавливаете? Вижу, что не очень. Попробую объяснить подробнее. Мы – общество – не готовы взять ответственность за произошедшее на себя. Мы придумаем врагов, обвиним кого угодно, но только не самих себя. Хотите примерный список «виноватых» с местных сетевых ресурсов? Пожалуйста: атеисты, жиды, геи, «пусси райот», родноверы, СМИ, госдеп, развал СССР. Самим не смешно? Действительно, совсем не смешно. Низведение общественной полемики до уровня маргинальных пабликов соцсетей – одна из примет современной России. Не буду здесь делать выводы о причинах, не о том хочу сказать. Тогда, о чем же? Об ответственности, конечно же. О персональной и коллективной ответственности. Каждому из нас требуется самому ответить на вопрос «Авель, где брат твой Каин?», хотя бы шепотом, хотя бы самому себе, спрятавшись в чулане. И вот тогда уже мы, возможно, получим право спрашивать у других, но захотим ли мы воспользоваться этим правом – уже совершенно другой вопрос.



Комментарии

  • Совушка_1 опубликовала 11 февраля 19:35
    Ну, и как исправить Каина? Как его методом воспитания уберечь от падения?
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо войти на сайт.