* DVS1955
serg
Блог создан: 7 марта 2009
Просмотров блога: 17321
Текущая оценка: +1

(просмотреть загруженные изображения)




3 июня 2009 20:15
"Классики" анархизма.

Джерард Винстанлей ("Закон свободы", 1652) и Уильям Годвин ("Исследование о политической справедливости и ее влияние на всеобщую добродетель и счастье",1793) начали разрабатывать философию анархизма в XVII и XVIII веке. Но только во второй половине 19-го столетия анархизм появился как последовательная теория с систематической, развитой программой. Эта работа была начата главным образом четырьмя людьми: - немец, Макс Штирнер(1806-1856), француз, Пьер-Джозеф Прудон(1809-1865), и два русских - Михаил Бакунин(1814-1876) и Петр Кропоткин(1842-1921). Они взяли за основу идеи рабочего класса и выразили их в письменной форме.

Рожденный в атмосфере немецкой романтической философии, анархизм Штирнера ("Единственный и его собственность") был чрезвычайной формой индивидуализма или эгоизма, который поместил уникального индивидуума выше всего - государства, собственности, закона или обязанностей. Его идеи остаются краеугольным камнем анархизма. Штирнер своим критическим анализом капитализма и государственного социализма заложил основы анархо-коммунизма и анархо-индивидуализма.

Вместо капитализма, Макс Штирнер предлагает "союз эгоистов" как свободную ассоциацию индивидуумов, которые сотрудничают на равных, чтобы максимизировать свою свободу и удовлетворить желания. Но индивидуализм Штирнера не имеет конкретной программы преобразования общества.

Первым назвал себя анархистом П.-Ж. Прудон. Его теория мутуализма и федерализма сильно повлияли на развитие анархизма как массового движения и объяснил, как анархический мир может функционировать и существовать. Идеи Прудона стали источником для дальнейшего развития и анархо-социализма и анархо-индивидуализма.

Михаил Бакунин, центральная фигура в развитии современной анархической мысли, подчеркнул роль коллективизма, массового восстания и непосредственного восстания в создании свободного, бесклассового общества. Он также подчеркнул социальный характер человеческой индивидуальности, отклоняя абстрактный индивидуализм либерализма как опровержения свободы. Выступал он, будучи оппонетом К. Маркса в 1-ом интернационале, и против государственного социализма. Слова Бакунина можно считать девизом анархизма: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость...Социализм без свободы есть рабство и скотство". Его идеи становятся доминирующими в 20-м столетии среди многочисленных групп радикального рабочего движения. Многие его идеи почти идентичны тому, что позже назвали синдикализмом. Идеи Бакунина оказали сильное влияние на многие движения, особенно на революцию в Испании.

Петр Кропоткин, выдающийся ученый, провел сложный и детализированный анархистский анализ современных условий, направленный на обоснование будущего общества - анархо-коммунизма-который продолжает быть наиболее применяемой теорией среди анархистов. Он идентифицировал взаимопомощь как лучшее средство для развития индивидуумов, указывая, что соперничество не способствует развитию человека. Всего Кропоткин написал свыше двух тысяч работ.

Теории, предложенные этими "классиками анархизма" во многом взаимосвязаны и дополняют друг друга, т.к. в некоторой степени относятся к различным уровням социальной жизни. Индивидуализм имеет отношение к нашей частной жизни: только признавая уникальность и свободу других людей, формируя союзы с ними, можем мы защищать и максимизировать нашу собственную свободу и уникальность; мутуализм касается наших общих отношений с другими людьми: взаимно работая и сотрудничая, мы гарантируем, что мы не работаем на других. Производство при анархизме было бы коллективное, где люди работают вместе для достижения своиз собственных интересов, а более широкие политические и социальные решения будут достигнуты анархо-коммунистическими методами.

После смерти Кропоткина анархистские идеи не прекратили своего развития. И при этом они не являются результатом только творчества этих шести человек. Анархизм - по своему характеру - теория, которая не может быть создана и развита одним человеком или узким кругом лиц. Вклад в развитие анархизма внесло такое множество людей, что перечислять их придется весьма долго, поэтому упомяну только о немногих.

Эмма Голдман, Александр Беркман и Вальтерин де Клер в США.

В Италии, с ее мощным и напористым анархистским движением, - это Энрико Малатеста, более 50-и лет посвятивший борьбе за анархизм во всем мире, его письма - одни из лучших в анархистской теории; Луиджи Галеане разработал антиорганизационную позицию анархо-коммунизма, основная идея которой в том, что "Коммунизм - просто экономическая основа, при которой индивидуум имеет возможность управлять собой и выполнять свои функции." Камоло Барнери, прежде чем был убит коммунистами во время испанской Революции, продолжил традицию критического и практического анархизма Италии.

Бесспорным "королем" анархо-индивидуализма считается Бенджамен Таккер. Таккер в работе "Вместо книги" использовал весь свой интеллект и остроумие, чтобы напасть на всех, кого он считал врагами свободы. Идеи Таккера впоследствии развил Лоренс Лабади, который поднял анархо-индивидуалистический факел после смерти Таккера, полагая что, "что свобода в каждой прогулке жизни - самое лучшее средство подъема человечества к более счастливому состоянию".

Несомненно, Лев Николаевич Толстой - самый известный автор, связанный с религиозным анархизмом и имевший самое большое воздействие на распространение духовных и пацифистских идей в рамках этого течения. Сильное влияние его идеи оказали на таких людей как Ганди, Католическую Группу Рабочих, Дороти Дей. Толстой представил радикальную интерпретацию Христианства, которая подчеркнула индивидуальную ответственность и свободу выше бессмысленного авторитаризма и иерархии, которая так присуща Христианской церкви. Работы Толстого, а так же работы другого радикального либертарного христианина Уильяма Блейка, вдохновили многих христиан к либертарному пониманию откровений Иисуса, которые были скрыты господствующими церквями. Таким образом, христианский анархизм считает, что "христианство в истинном смысле этого слова предполагает отсутствие власти".(Л.Н Толстой "Царство божие внутри нас").

Позже, Лауреат Нобилевской премии Ноам Хомски и Мюррей Букчин выдвинули социальное анархистское движение на передний план политической теории и анализа. Работы Букчина поместили анархизм в центр экологического движения и разоблачили происки тех, кто стремится мистифицировать или развратить экологическое движение. Колин Вуд в "Анархии в действии" обновил "Взаимную помощь" Кропоткина, раскрывая и документируя анархический характер каждодневной жизни людей даже в пределах капиталистического общества. Его работа подчеркивает важность коллективного самоусовершенствования и социального управления совместным проживанием людей и критикует зло, которое несут в себе приватизация и национализация.

Можно еще долго перечислять авторов, которых необходимо упомянуть. Но помимо них есть тысячи "обычных" анархистов - бойцов, которые никогда не писали книг, но чей здравый смысл и активность поднимали дух восстания в обществе и помогали строить новый мир. Как сказал Кропоткин, "анархизм произошел среди людей, и он сохранит свою живучесть и творческую силу, пока он останется движением людей."

Анархизм - направление, без которого будущее человечества не представляется возможным. Многие ли теперь знают о том, например, что 1 мая отмечается в память о казненных в Чикаго анархистах? Что решающий вклад в разгром Деникина и Врангеля внесли повстанческие отряды Махно? Что Сакко и Ванцетти, именами которых в СССР любили называть колхозы и улицы, были анархистами? Что автор "Интернационала" парижский коммунар Эжен Потье также был именно анархистом? Что прежде чем стать большевиками, Дмитрий Фурманов и Григорий Котовский так же прошли через участие в анархическом движении? Понятно, почему в общественном сознании и в годы власти КПСС, и в нынешние времена существует гротескный и туманный образ анархизма и анархии? Никакой власти не может быть симпатичен анархизм, т.е. безвластие, а потому все правительства во всех странах всегда не жалеют мрмчных красок, пугая население "пагубной анархией". К анархизму можно относиться по разному. И все же многих реалий - и исторических, и современных - не понять, если не попытаться объективно и непредвзято взглянуть на это движение и течение общественной мысли.


оценить: +0 -0 |

Tweet
Класс!
Нравится



Комментарии

комментариев нет

Чтобы добавить комментарий, вы должны быть авторизованы.
Войдите или зарегистрируйтесь.
При использовании материалов сайта, ссылка на Citysakh.ru обязательна
Адрес: ул. Бумажная 24б. Телефон: 43-16-82. Email:
Разместить рекламу  Информеры  Ссылки 
© ООО "Радио Сити Сахалин"