Я очень хорошо помню, как я смотрела в детстве на церковь. Она тогда была для меня маленькой, душной. Перед тем, как войти, тетя или мама говорили мне смотреть на образок над входом и креститься. Я абсолютно не понимала значения этого действия, а мама строго говорила:
- Надо креститься. Ты ведь входишь в божий дом.
Когда я заходила внутрь, пахло ладаном, а на скамеечках сидели сухие старушки в платочках. Вокруг все было золотисто-желтым. И иконы. Мама рассказывала, что нужно молиться, но молиться нужно разным иконам. Кому-то за здоровье, а кому-то за родных. А потом икону целовать еще надо, да.
Когда мама отходила молиться, я смотрела на лик старца с иконы и говорила с ним мысленно. Разговор обычно начинался примерно с таких фраз: "Я не знаю, о чем тебя просить, потому-что я могу попросить о чем-то не том, поэтому я просто расскажу тебе что-нибудь, Боженька". Да, я всегда боялась, что если попрошу здоровья не у той иконы, она сделает так, что мама заболеет, или еще чего хуже.
Когда рядом со мной вставали тетеньки в платках, я смотрела на них и делала так же. Крестилась и целовала икону. Плакать как эти тетеньки я не могла.
И еще меня всегда мучил вопрос - а почему в церковь не ходят дяденьки? Лично я не могу вспомнить в ней из мужчин никого, кроме самих служителей. "А может, когда они заходят в церковь, их забирают служить попами и священниками навсегда?" - ну возможно.
Мне всегда нравилась та штука с крестом, на которой стоят много свечек. Однажды я попросила у мамы свечку, чтоб поставить туда, но мама запретила мне это делать.
- Мама, а почему нельзя туда ставить свечку?
- Туда ставят свечки только для мертвых. Чтобы они обрели покой на небе.
- А что будет, если просто поставить туда свечку?
- Лучше не проверять.
После этого я всегда боялась этой штуки с крестом.
***
Когда я совсем недавно была в Казани с мамой и двоюродной сестрой, мы забрели в один из старых микрорайонов во время прогулки.
Там мы обнаружили невероятной красоты церковь. Нет, она была не белая с золотыми куполами, она была вся в барельефе цветов, растений и фруктов. Сама она была нежно-кораллового цвета, и у нее не было этих непонятных куполов.
Когда мы решили ее осмотреть, тамошняя бабушка пригласила нас внутрь. Мне заходить не хотелось, и все впечатление от вида этой церкви улетучилось разом. Но мама настоятельно попросила меня зайти.
Перед входом я не перекрестилась, и платок мне надевать не хотелось. А зачем? Я пришла не молиться, а рассмотреть ее изнутри, как памятник культуры. Ведь когда я в мечеть заходила в этой же Казани меня не заставляли закрывать все, кроме глаз. Но мама, опять же, настоятельно посоветовала мне надеть платок.
Сказать нечего, эта церковь изнутри была просто прекрасна. Высоченный позолоченый иконостас, украшеный такимиже разноцветными барельефами, как и снаружи.
Я долго благоговела, пока не ощутила, что мама вручает мне несколько свечей. "Помолись, а то давно в церковь не ходила". Это ввело меня в ступор. Молиться? Кому молиться? О чем просить?
- Мама, но о чем молиться? У меня все хорошо!
- Помолись за родных.
- О чем просить?
- Ну ты что, молиться не умеешь? Проси добра, здоровья, счастья.
Видимо, я действительно не умею молиться.
Меня очень смущало то, что моя двоюродная сестра-ровестница молилась долго, иногда проливая слезы.
Мне было неуютно.
Мне хотелось уйти.
Но перед тем как уйти, мама с сестрой зашли в церковную лавку и купили дорогущую иконку. Сестра хотела повезти ее как сувенир в подарок родителям.
Знаете, я не очень-то хочу возвращаться в церковь. Я не понимаю почему, но сейчас у многих молодых людей такая жизненая позиция.