21 июля 2009 22:45
КУРИЛЫ… КАК УПРАВЛЯТЬ?

УСИЛИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА.

В России нет другой области, кроме Сахалинской, в отношении трёх районов которой действовали бы одновременно и специальный Указ Президента Российской Федерации (№1549 от 8 декабря 1992 года «О социально-экономическом развитии Курильских островов» - в редакции Указа №250 от 25 февраля 2003 года) и федеральная целевая программа развития (ФЦП) тех же трёх районов. Причём эта федеральная программа действовала даже в труднейшие для страны 90-е годы ( с 1994 года по 2005 год). Она фактически продолжалась в 2006 году и в том же году постановлением Правительства Российской Федерации №478 от 9 августа была утверждена новая ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».
Утверждённый для её реализации объём финансирования составляет 17млрд.941,7 млн. руб., причём 79,2%(14,22 млрд.руб.)- за счёт федерального бюджета, а 6% за счёт консолидированного бюджета Сахалинской области (1,07 млрд. руб.).
Однако цели, поставленные в Указе Президента России (стабилизация социально-экономического положения, усиление социальной защищённости населения Курильских районов, создание необходимых условий для активизации их хозяйственного развития на основе комплексного использования природных ресурсов, привлечение отечественных и иностранных инвестиций, расширение внешнеэкономических связей и стимулирование предпринимательской деятельности), во многом оказались не достигнуты.

ПОЧЕМУ?
Причинами этого ( на мой взгляд) являются:
1. Разрушительное т.н. «шикотанское» (точнее курило-хоккайдское) - землетрясение октября 1994 года, уничтожившее значительную часть инфраструктуры островов, отбросившее их в социально-экономическом развитии далеко назад, повлекшее эвакуацию и значительное сокращение численности населения.
2. Наложение процессов распада единого союзного государства и, соответственно, единого народнохозяйственного комплекса, основанного на плановых началах, на процессы перехода России к другой социально-экономической формации и другому строю, называемому иногда « бюрократическим капитализмом».
3. Специфика российской централизованной бюджетно-налоговой системы, имеющей недостаточную гибкость в территориальной дифференциации и, соответственно, в объёме прав субъектов РФ и муниципалитетов.
4. Непоследовательность государственных органов в реализации провозглашённых целей. Пресловутый, но характерный для России, разрыв слова и дела. Из 153 программных мероприятий первой ФЦП фактически финансировалось 40.Из запланированных 9,44 млрд. рублей было выделено только 2,009 млрд. руб. (21%).По второй (ныне действующей Программе) в 2009 году сокращено финансирование на 27% (603 млн. руб.). А для того, чтобы успешно завершить эту программу, необходимо первоначальные показатели увеличить на 14 млрд.руб. ввиду необходимости строительства глубоководных причалов и общего удорожания работ.
5. Недостаточная твёрдость и определённость прежнего полити-ческого руководства в отпоре территориальным претензиям Японии на Курильские острова.
В свою очередь Япония демонстрировала последовательность, всё возрастающую настойчивость и интенсивность таких претензий, дер-жавшую заинтересованных лиц в напряжении. Эти факторы политического характера имели (и имеют) психологические и экономические последствия, т.к. большинство потенциальных инвесторов не решались на долговременные инвестиции в территории с неясным будущим. Сами курильчане не решались зачастую на капитальный ремонт жилья, а тем более на индивидуальное жилищное строительство. Существующая в общественном сознании неопределённость имеет, увы, и экономически дестабилизирующее значение.
6. Препятствия для социально- экономического развития Курил, чинимые на системной основе Японией. Так договорённости, достигнутые в ходе сентябрьского 2000 года визита Президента России В.В.Путина в Японию (о совместной хозяйственной деятельности на Курилах), японской стороной не выполняются. Япония не ведет легального бизнеса на островах, запрещает своим гражданам посещать их в визовом порядке, не выдаёт, как правило, въездных виз гражданам России - жителям Курильских островов и бизнесменам, не проживающим там, но имеющим там успешные предприятия.
7. Просчёты и недостатки собственно областного государственного управления Курильскими островами.
Последний раз курильчане избирались депутатами областного пред-ставительного (законодательного) органа в 1990 году, т.е. девятнадцать лет назад. (Для сравнения: даже коренные малочисленные народности Севера -около 3,5 тыс.человек -имеют своего представителя в Сахалинской областной Думе и специальный отдел в администрации области.)Без большого преувеличения можно сказать, что в областной Думе не представлены три муниципальных образования, расположенных на Курилах, а представлен только один из 59 островов, входящих в состав Сахалинской области.
Созданный 7 декабря 1994 года для ликвидации последствий стихийного бедствия и для развития Курил как своеобразного «единого экономического округа» департамент Курильских островов администрации Сахалинской области неоднократно реформировался, преобразовывался в отдел и управление, а затем был в 2001-2002 годах сокращен, причём в основном по субъективным причинам.
Несмотря на наличие двух федеральных целевых программ, демонстрирующих внимание центра к геополитически –важному региону, областная программа развития Курил, дополняющая и развивающая федеральные планы, не разрабатывалась и задача её разработки не ставилась. Думается, что её не заменяет упоминание Курильских островов в текущих и перспективных планах развития всей Сахалинской области.

СТАТИСТИКА О КУРИЛАХ
Нынешнее положение в муниципальных образованиях, расположен-ных на Курильских островах, можно характеризовать следующим обра-зом.
Население Курильских островов в 2008 году составляло 18,99 тыс. человек или около 4% от численности населения Сахалинской области (518,57 тыс. чел.). Число родившихся на всех Курилах в прошлом году превышало число умерших. Но данный показатель обеспечен, прежде всего, за счёт рождений в семьях военнослужащих, а не за счёт рождаемости коренных жителей.
В 2008 году меры социальной поддержки получили 3625 граждан (+13% к 2007 году) на сумму 43 млн. руб.(+55% к 2007 году). Это менее одного процента от средств, направляемых на эти цели по всей Сахалинской области. В 2009 году на эти цели планируется направить 59,7 млн. руб.(+39%). На 1 апреля 2009 года в Северо-Курильском районе на учёте в отделе социальной защиты состоит 76 малоимущих семей. В них 113 детей. В Курильском районе 168 малоимущих семей, в них 267 детей. В Южно-Курильском районе -128 малоимущих семей, в них 198 детей. На три района на оздоровление малоимущих детей в летних лагерях дневного пребывания в 2009 году предусмотрено 122 тыс.руб.
Собственные доходы муниципальных бюджетов (т.е. сумма налого-вых, неналоговых доходов и доходов от предпринимательской деятель-ности) на душу населения в двух из трёх курильских районов меньше среднеобластного показателя, что свидетельствует и о низком уровне развития экономики и упущениях в собираемости доходов. Удельный вес собственных доходов этих районов составляет всего 3% от всех собственных доходов муниципальных бюджетов.
Основную часть доходов местных бюджетов составляют т.н. межбюджетные трансферты, т.е. средства, полученные с вышестоящих уровней бюджетной системы. В 2008 году они составили в Северо-Курильском районе - 94%, Южно-Курильском - 91%, Курильском - 86% поступлений в местные бюджеты. В суммарном выражении это 2,2 млрд. рублей или 10 % межбюджетных трансфертов всем муниципальным образованиям Сахалинской области. Очевидно, что это не просто большая, но критически важная финансовая помощь государства, без которой функционирование этих муниципалитетов просто невозможно, т.к. они финансово не самодостаточны.
Помимо помощи муниципальным образованиям областной бюджет направляет значительные средства на обеспечение транспортной доступ-ности Курил. Губернатор области в этом году лично курировал авиадоставку выпускников Северо-Курильской школы в областной центр для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и их возвращение обратно. В этом году субсидии авиакомпании САТ на внутриобластные перевозки составляют 97,2 млн. руб., субсидии компании «Сахалин -Курилы» на морские перевозки (линия Корсаков –Курильск - Малокурильск-Южно -Курильск -Корсаков) составляют 135,9 млн.руб., на субсидирование линии Северо - Курильск - Камчатка -19,3 млн.руб., а на линию Кунашир – Шикотан -4,85 млн.руб. Следует отметить, что область фактически реализует федеральную задачу по сохранению территориальной целостности России, т.к. все эти трассы проходят через морские и воздушные пространства России, не входящие в состав тер-ритории Сахалинской области. По аналогии с автодорогами федерального значения эти трассы следовало бы финансировать за счёт федерального бюджета. Цена вопроса –около 250 млн.рублей, которыми явно не стоит пренебрегать.
Многомиллионные затраты из областного бюджета направляются на топливообеспечение Курильских островов.
Общая площадь жилого фонда на Курилах составляет 257,8 тыс.кв.м. По ведомственным данным ветхое и аварийное жильё составляет 16,5 %, что в полтора раза больше, чем в среднем по Сахалинской области. 90 % жилья - это деревянные многоквартирные дома, что по мнению областного департамента ТЭК и ЖКХ не позволяет подать заявки на финансирование ремонта за счёт федерального Фонда реформирования ЖКХ. Ветхость сетей теплоснабжения более 80% (в двух районах).
Несмотря на принимаемые меры, уровень развития культуры, образования, физкультуры и спорта ниже среднеобластного. Их материально- техническая база крайне изношена и несовременна. Дефицитны места в детских садах. В Курильском районе недостаёт трёх библиотек, двух клубов и 784 мест в клубах. В Южно-Курильском районе недостаёт 474 мест в клубах. А в четырёх поселениях вообще нет учреждений культуры. Мало спортсооружений, почти нет спортзалов. В области регулярно занимаются физкультурой и спортом 19,2% населения, а в Южно-Курильске только - 10% жителей. Обеспеченность работниками физкультуры в Курильских районах от 26% до 63%. Пригласить специалистов трудно, т.к. нет жилья. Не хватает медицинских кадров, очень ограничен доступ к специализированным видам медицинской помощи из-за отдалённости и слабо развитой транспортной составляющей.
На территории Курильских островов выявлено 192 памятника, из них на государственной охране находится 21.
Использование богатейшего минерально-сырьевого потенциала Курил пока крайне низкое. Федеральной разрешительной структурой – Роснедрами выдано всего шесть лицензий на недропользование, в том числе четыре на парогидротермы. Областной разрешительной структурой, кроме этого, выдано 16 лицензий на общераспространенные материалы (4 на песок, 3 на песчано-гравийную смесь, 9 на строительный камень). Почему? На месте почти отсутствуют потребители, а вывоз очень дорог.
Отсутствие эффективно действующего транспортного сообщения серьёзно удорожает товары. Доля транспортных расходов в розничной цене товара колеблется от 35% -при завозе товаров из Приморского края- до 55% при завозе с Сахалина.
Сельское хозяйство на Курилах в основном малотоварное и недостаточное для удовлетворения спроса. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства в 2008 году произвели 122 тонны мяса, 38 тонн овощей, 63 тонны картофеля, 1724 тонны молока. В этих хозяйствах имелось 267 коров и 440 свиней.
Пищевая промышленность представлена только хлебопекарнями, производящими ежегодно 440-470 тонн хлеба.
Традиционной и основной островной отраслью является добыча морепродуктов. Специфика этой отрасли в её сезонности. Налоговые поступления от рыбного хозяйства в областной бюджет в 2008 году составили по Северо-Курильскому району - 60 млн. руб., по Южно-Курильскому - 63,1 млн. руб., по Курильскому - 310 млн. рублей или 25,9% от доходов отрасли, поступающих в этот вид бюджета. Средняя рыбацкая зарплата (по крупным и средним предприятиям) составила в 2008 году в Южно-Курильске - 36,3 тыс. руб., Курильске - 39,5 тыс.руб., Северо-Курильске - 20,4 тыс. руб.

ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ
Возникает логичный, вытекающий из анализа ситуации, вопрос о не-обходимости разработки областной программы развития Курил, создания специального органа управления либо возложения этих функций на один из имеющихся органов.
Некоторые считают, что специальный орган по выполнению государственных функций области на Курильских островах уже создан (Управление инвестиционных программ). Другие высказывают мнения о создании межведомственного органа (комиссии или группы по Курилам), о введении должности (постоянного) представителя губернатора на Курильских островах, о создании в целях оперативности управления в Южно - Сахалинске межмуниципального представительства (Курильских районов). В связи с последним предложением следует отметить, что фактически все Курильские районы уже содержат в Южно-Сахалинске своих представителей. Объединение их под одной крышей наверняка облегчит их работу по связям с федеральными и областными структурами, по расшивке индивидуальных транспортных проблем. Но это вовсе не решает проблем собственно государственного управлении
Некоторые областные управленцы заявляют об отсутствии, по их мнению, необходимости в создании специального органа управления. Но мотивированных аргументов, как правило, не приводится.
Ряд органов исполнительной власти уже имеют в своей структуре подразделения или отдельных должностных лиц (кураторов) в чьи обязанности входит работа на Курильском направлении. Так департамент лесов и особо охраняемых территорий имеет на Курилах два лесничества (13 чел.), департамент социальной защиты - отделы во всех трёх районах (11 госслужащих), у управления ЗАГС на Курилах – две с половиной ставки регистраторов, Комитету по управлению государственным имуществом подведомственны три аптеки (ГУП), Южно-Курильское дорожное управление и шесть областных государственных учреждений (пожарные отряды и центры занятости). В системе МВД РФ на Курилах имеется ряд должностей, содержащихся за счёт областного бюджета (милиция общественной безопасности), но, ввиду присущего этой системе единоначалия, относить их к госслужащим области можно только с очень большой натяжкой.

ПОДХОДЫ К ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Перспективу развития Курил необходимо рассматривать в увязке с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», определяющими приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. Они утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации №1663-р от 17 ноября 2008 года.
В соответствии с «Основными направлениями» в период 2009-2012 годов экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной.
Но в границах среднесрочной перспективы возможности Ку-рильских островов ограничены из-за их географической, транспортной, энергетической и социальной составляющих, хотя их социально-экономическое развитие должно иметь свою собственную направленность.
Одним из важнейших ограничителей развития для Курил являются их слабые инвестиционные возможности из-за низкого уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия жилья, что не позволяет сформировать высокопрофессиональный кадровый потенциал- главный источник инвестиций.
На островах крайне медленно развивается малый и средний бизнес, который обычно может гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, быстро занимать ниши в разных отраслях экономики. Занятость населения базируется на двух секторах: добыче и обработке морепродуктов и бюджетном секторе, состоящих между собой в многообразных связях разной степени легальности.
Как указано в «Основных направлениях» « … будущее нашей страны сегодня более, чем когда-либо зависит от преобразований на уровне регионов.» С учётом этого многие полагают,что необходимо создать областную программу социально-экономического развития Курильских островов, дополняющую и развивающую федеральную целевую программу.
Такая областная программа должна быть направлена на увеличение объёмов строительства качественного и доступного жилья для людей с разным уровнем доходов, реструктуризацию и развитие сети дошкольных учреждений и учреждений оздоровительно-спортивного и культурного воспитания, улучшение коммунально-бытовых условий. (В этой связи весьма перспективным является предложение Управления газификации и перспективного развития электроэнергетики Сахалинской области о необходимости замены дизтоплива на Курилах сжиженным природным газом, что снизит объём хищений жидкого топлива, используемого в автомобилях, а также объём дотаций из областного бюджета на компенсацию энерготарифов.)

ПРЕДПОСЫЛКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Предложение о разработке специальной областной программы развития Курильских островов и выделении (образовании либо назначении из числа имеющихся) органа, уполномоченного на её разработку и реализацию (координацию реализации), основывается на следующих предпосылках.
1. Географические особенности Сахалинской области в целом и Ку-рильского архипелага в частности.
Особенность Сахалинской области не только в том, что она ост-ровная, а в том, что она многоостровная. Помимо связи Сахалина с материком имеется объективная необходимость обеспечивать устойчивую связь остальных островов с главным островом и между собой. Протяженность Курильской гряды (1200 км) превышает протяжённость отдалённого от нее (почти на сутки хода морского судна) главного острова (980 км).
К общей для региона сейсмичности на Курилах добавляется вулканоопасность и цунамоопасность (катастрофа 1952 года с многотысячными жертвами на Парамушире, систематические извержения вулканов с пеплопадами в районе Северо-Курильска, разрушительное землетрясение 1994 года и т.д.). Всё это влечёт не только специфические, более затратные технические решения (например закрытый, а не открытый водозабор для Северо-Курильска), но и иные организационные схемы (перенос объектов из цунамоопасных зон, недопущение повторной застройки этих зон, реконструкция и поддержание систем оповещения, укрупненный завоз топлива на общественные нужды, необходимость иметь ёмкости для его хранения, вечная проблема эвакуации тяжелобольных и оказания им специализированной медицинской помощи и т.д.).
2. Геополитическое значение Курил.
Оно хорошо осознаётся федеральным центром, демонстрирующем своё присутствие размещением войск, новой федеральной программой, од-ной из немногих уцелевших после чисток и сокращений в федеральном бюджете, публичными прямыми линиями президентов В.Путина и Д.Медведева, включавшими курильскую тематику в программы телемостов при общении с населением страны.
Геополитическое значение Курильского архипелага это не просто долговременный фактор, это постоянный фактор для данного региона, поэтому удивительно, что область, казалось бы, кровно заинтересованная в сохранении своих нынешних пределов (Сахалин без Курил давно бы рисковал быть присоединенным к Хабаровскому или Приморскому кра-ям), не имеет своей программы развития Курил, уточняющей и корректи-рующей федеральную программу, которая по определению не может быть всеобъемлющей и полной.
3. Фактор японских притязаний.
Японское законодательство (Закон № 85 от 31 августа 1982 года об особых мерах по ускорению решения проблемы северных территорий, статья 2) относит самую населённую половину Курильских островов Саха-линской области России – острова Итуруп ,Кунашир и Малую Курильскую гряду - к так называемым «северным территориям» и включает в официальную территорию Японии ( в карты и справочники).Недавно закон поправили указанием на то, что это якобы «исконно японская территория».
Политология и японская политическая практика относят к «северным территориям» все Курильские острова и южную половину Сахалина. В Японии даже созданы специальные правительственные и общественно-политические (полуправительственные) органы по управлению Курильскими островами и связанным с ними вопросам.
Это специальное министерство, это Управление по делам северных территорий Канцелярии Кабинета министров, это управление в составе гу-бернаторства Хоккайдо (около трёх десятков человек),имеющее полноценное представительство в Немуро. Кстати, вообще в представительстве губернаторства Хоккайдо в округе Немуро трудится более трёхсот человек. Руководитель всеяпонской, имеющей отделения во всех префектурах, общественно-политической организации АСТ (НАЮЛ Ассоциация по вопросам северных территорий) назначается премьер-министром Японии. В июле этого года он намеревается посетить Курилы с безвизовой делегацией. Через АСТ из государственного бюджета фи-нансируется около трети безвизовых поездок на Курилы, ведётся пропагандистская работа.
С помощью этих организационных инструментов Япония фактически осуществляет косвенное управление Курильскими островами посредством:
а) гуманитарных поставок( продолжавшимся до недавнего времени) по заявкам должностных лиц местного самоуправления.
В 1993-2008 годах в Южно-Курильский район поступило от японской стороны товаров и услуг более чем на 850 млн. руб. в ценах 2009 года.(1993г. - два склада для гуманитарной помощи;1995г.-модульное здание поликлиники в Малокурильске; 1996 г.-модульное здание школы в Крабозаводском; 1997г. –самоходный плашкоут «Надежда»;1998 г. – пирс; 1999 г.- здание убежище «Дом дружбы»; дизельная электростанция в с.Крабозаводское, 2416 тонн дизтоплива, школьный автобус на 30 мест; 2000 г.-дизельная электростанция в Южно-Курильске, асфальтирование двух улиц; 2001 г. –самоходный плашкоут «Дружба» и т.д.
В Курильский район за этот период поступило товаров и услуг в рамках гуманитарной помощи в безвизовом порядке более чем на 350 млн. руб. (1994 г.- комплексное здание по размещению пассажиров и груза гуманитарной помощи; 1996 г.- рентген- кабинет;1997 г.- модульное здание амбулатории, оборудование;1999 г. –дизельная электростанция, дизтопливо, дизельные генераторы и т.д.
Поставлялись также школьные принадлежности, продукты питания и до последнего времени – медоборудование и медикаменты. Общая сумма поставок по двум районам -1,2 млрд.руб.
Следует сказать, что экстренная гуманитарная помощь-это нормальная практика взаимодействия пограничных территорий. Но превращение плановых поставок различных товаров в орудие политического давления и шантажа (как это было недавно в вопросе с миграционными картами) недопустимо.
б) бесплатных для курильчан поездок по территории Японии на срок до 5-7 дней, а для изучающих японский язык –до месяца. При наличии ряда позитивных моментов всё это сопровождается массированной психологической обработкой членов делегаций, а особенно руководителей органов местного самоуправления, которым оказываются подчёркнутые знаки внимания, индивидуальные приёмы в Токио ( МИД, УСТ Канцелярии Кабинета министров и т.д.) В 1992- 2008 годах побывали в таком порядке в Японии 7 тыс. курильчан, что с учётом численности населения островов говорит о массовости явления.
в) групповых безвизовых поездок японских граждан на Курильские острова. В различных форматах (посещение кладбищ, поездки бывших жителей, взаимные безвизовые поездки, учителя японского языка, группы исследователей) за эти годы на Курилах – в основном за счёт японского правительства - побывало около 15 тысяч японских граждан.
Когда приводишь эти данные и спрашиваешь, почему в Японии есть управления по Курилам, а у нас нет, то слышишь обычно ответ: « Но, ведь Япония на эти острова претендует, они ей нужны!» Но разве мы на эти острова не претендуем, разве они нам не нужны!?
Пора нам осознать, что два муниципальных образования без нашей государственной поддержки вряд ли могут эффективно противостоять раз-личным видам японского экспансионизма за которым стоят долговременные стратегии и экономическая мощь сопредельного государства.
Усилия и деньги, объединенные одной целью – отторжения Курил от России, потребовали создания на японской стороне специальных органов управления. Логично, что усилия и деньги, объединенные сохранением и развитием Курил в составе России и Сахалинской области, зеркально требуют соответствующего органа на российской стороне в областном звене государственного управления.
4. Имиджевый фактор.
В Сахалинской области имеется несколько населённых пунктов «вит-ринно - представительского» характера. Это Южно-Сахалинск, имеющий статус областного центра, благоустройству которого сейчас уделяется большое внимание, портовые Корсаков и Холмск, замыкающие портовые переправы, Оха и Ноглики, демонстрирующие социальную политику крупных нефтегазовых компаний.
Незаслуженно к ним пока не относятся Курильск и Южно-Курильск, где в течение лета ежегодно бывает более 1000 японских туристов. Причём туристов достаточно состоятельных, высокостатусных (министры, губернаторы, депутаты японского парламента, префектуральной ассамблеи Хоккайдо, местных собраний, мэры городов, руководители российского направления японского МИД, руководители и активисты всеяпонских организаций, чиновники губернаторства Хоккайдо и т.п.). Эти туристы играют роль временно отсутствующих хозяев. Их сопровождает множество представителей СМИ, которые в прямом эфире ведут репортажи и формируют негативное общественное мнение о Курилах, Сахалинской области и России. Делегации наносят визиты вежливости властям, но от имени Сахалинской области на территорию которой они прибыли, их не приветствует представитель губернатора области, просто потому, что его нет. До недавнего времени не везде были даже флаги Сахалинской области.
Представители российских СМИ при посещении Сахалинской облас-ти, как правило, стараются посетить именно Курилы. Увиденная соци-ально-бытовая и экономическая отсталость обычно воплощается в публикации с негативной оценкой местных, областных и российских властей, что вредит имиджу власти. Более того, именно эти публикации формируют в части российского общественного мнения и у некоторых представителей федеральной власти сомнения по поводу принадлежности и будущности островов, что опять же имеет прямой выход в экономику, т.к. сказывается на финансировании федеральных программ.
Поэтому отсутствие асфальта в Курильске, дороги с твёрдым покрытием от аэропорта Менделеево до Южно-Курильска - это проблемы не только муниципальной власти, но и власти областной, как это совершенно справедливо понято в отношении Южно-Сахалинска.
На вопрос сторонников равенства всех муниципальных образований Сахалинской области, представляющих, например, одно из депрессивных поселений среднего Сахалина, чем отличаются от них муниципалитеты Ку-рильских островов, можно прямо сказать: двойной отдалённостью ( от материка и от Сахалина), отсутствием сухопутной связи и соревнованием в управлении территорией между Россией и Японией. Наличие или отсутствие жителей в посёлках Соболиное ли Трудовое - это событие районного масштаба, а контроль за Шикотаном или Кунаширом - событие, касающееся, по меньшей мере, всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

ЗАДАЧИ КУРИЛЬСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА

К задачам управления (департамента) по делам Курильского архипелага следует отнести следующие:
- разработка и координация исполнения областной программы развития Курил, дополняющей и развивающей соответствующую федеральную Программу;
- преодоление и минимизация отрицательных последствий всех видов удалённости населения Курил (транспортной, информационной, куль-турной, образовательной и т.п.) от других муниципальных образований и областного центра;
- контроль за разработкой, сопряжением с областной и федеральной программами развития Курил, а также координация исполнения про-грамм социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на Курильских островах;
- руководство представительствами губернатора Сахалинской области на Курильских островах;
- представление губернатору области по мере необходимости, но не реже двух раз в год, аналитических докладов по социально-экономическому положению на Курильских островах;
- рассмотрение жалоб на транспортную и иные виды доступности Курильских островов;
- пропаганда целостности Сахалинской области и Курильских островов в её составе.
В качестве средств достижения этих задач можно было предложить следующие.
Беря пример с федерального центра, дотирующего для некоторых категорий граждан поездки на Дальний Восток, следует, видимо предусмотреть финансирование (и установление) права каждого курильчанина на ежегодный (вариант: раз в два года) проезда до Южно-Сахалинска или другого населенного пункта Сахалинской области и обратно.
Ввести правило о том, что соревнования, конкурсы, смотры только в том случае приобретают статус областных, если в них принимают участие представители муниципальных образований с Курильских островов. В противном случае соревнования, смотры, конкурсы являются только межрайонными.
Губернатор области должен иметь возможность общаться с руково-дством органов местного самоуправления (и, прежде всего, курильских) в режиме видеоконференций, а сотрудники аппарата администрации должны видеть на экране компьютера своих визави из районов.
Такого рода сплачивающее - организационных мер можно разработать много. Смысл данной публикации не в том, чтобы создать дополнительную структуру, а в том, чтобы именно на областном уровне поставить вопрос Курил как отдельную и чрезвычайно важную для области управленческую задачу. Она может решаться различными способами. Преобразованием управления по делам местного самоуправления, «догрузкой» управления инвестиционных программ, созданием самостоятельного подразделения. И для этого вовсе не обязательно увеличивать число государственных служащих.
Главное понять, что Курильские острова это - не задворки Саха-линской области, а Тихоокеанский фасад России. Но фасад, требующий обновления.

Действительный член Русского
географического общества С.А.Пономарёв

Опубликовано в газете «Советский Сахалин» 17 июля 2009 года №95