Наука каббала, которая рассматривает все в мире как взаимоотношения желания и наслаждения, ("по-научному" - сосуда и света), говорит, что будущее, которое ждет нас, да и вообще, возможность ощущать будущее, зависит от характера желаний. А так как по природе своей "сосуд" наш эгоистичен и развивается по принципу дробления и усиления противоречивости желаний, то и картина будущего становится для нас все менее ясной, а иногда и вовсе исчезает.
И сейчас мы живем в особое время. Время, когда будущее все больше угасает. За тысячелетия своего развития человек перепробовал все возможные и невозможные способы удовлетворения своих растущих желаний. Каждый в отдельности, может быть, и не ощущает этого, но опыт, как известно, откладывается в общую информационную копилку человечества. Дети рождаются, обогащенные этим опытом.
Сегодня не только отдельному человеку трудно представить себе будущее. Каждая страна, общество, организация физически ощущают, с каким ускорением растет в мире количество неких самостоятельных факторов, влияющих на реальность воплощения их планов. Им практически уже нечего сказать своим гражданам, членам общества, что-либо определенное даже о ближайшем будущем.
Возможности перспективного планирования в экономике, в политике, в социальных и других программах и сферах жизни сузились катастрофически. Процесс растет как снежный ком и каждое государственное, общественное образование чувствует себя все более одиноким, отрезанным от своего будущего.
Обычно каждому из нас (каким бы мрачным не было настоящее) свет надежды всегда давал силы сделать следующий шаг. Сегодня мы уже не в состоянии насладиться этим светом.
С одной стороны, о прекрасном, розовом или на худой конец более-менее надежном будущем всегда рассказывало человеку общество. Это в какой-то мере выражалось в долгосрочных планах государства и его институтов. Со своей стороны, чтобы будущее ему "светило", человек всегда имел возможность вкладывать в общество как в гарант своего завтрашнего дня. Сегодня нет ни того, ни другого.
У общества нет чего-либо основательного, перспектив, которые можно было бы предложить человеку - каждому из нас. В течение жизни одного поколения сменяется столько моделей общественного развития, что банк этот - общество - давно потерял в глазах его вкладчиков последние признаки надежности. Я готов вкладывать, для того чтобы потом было что снять со счета, но беда в том, что вклады обесцениваются слишком часто.
Даже те долгосрочные программы, которые предоставляла человеку религия, все меньше привлекают капитал людских надежд. Люди массами устремляются к предсказателям будущего, затаив дыхание читают гороскопы на ближайшую неделю, приобретают амулеты, то есть спокойствие, подобие уверенности мы стремимся приобрести сегодня, сию минуту.
Растущая глобализация всех сторон жизни на планете делает нашу зависимость друг от друга, от миллиардов незнакомых людей все более ощутимой. В результате идея сосуществования пусть эгоистичных, но уважающих друг друга членов сообщества: стран, личностей, организаций - девальвируется на глазах.
Лишение будущего и ощущение пугающей зависимости от неизвестных мне людей и причин сегодня и ежедневно порождает такую агрессивность в каждом живущем на земле, что ее последствия могут быть самыми ужасающими.
Человек ищет объяснений и ощущения смысла происходящего. Отсутствие их он ощущает как страдание. Поэтому если не находит - начинают лихорадочно сменять друг друга различные временные цели, какие-то подобия ответов и средства самоуспокоения.
Особую ситуацию современного человека отмечали в своих трудах многие исследователи. В частности, Виктор Франкл сформулировал теорию "нооневроза" как состояния утраты смысла жизни, которое проявляется в чувстве пустоты, отсутствии ощущения самореализации и цели.
С другой стороны, о том, насколько цель и смысл могут быть искусственными и лишь временно заполнять пустоту существования, показывает нам феномен "депрессии победителя" - чувство пустоты и бессмысленности, которое постигает долго добивавшегося и, наконец, достигшего трудной цели.
Проблемы, волнующие человека, зависят от степени его развития. От этого же зависит, помогут ли ему эфемерные цели, мнимые ответы и успокоительные средства. Если страдания мои вызваны бедственным состоянием человечества, наркотики мне вряд ли помогут. Они, может быть, и отвлекут меня на время, но не помогут тому, что вызывает мое беспокойство.
Если я чувствую страдания моих детей, если у меня болит душа за их будущее, то и от этой проблемы успокоительные средства меня не избавят: они никого не избавят от страданий и никому не обеспечат будущего. Не помогут никакие средства, кроме знания - как решить проблемы тех, беспокойство за которых, за их будущее и вызывает мои страдания.
То есть то, что нам нужно - это знание внутренних механизмов, двигающих развитие, лежащих в основе происходящего. И за этим знанием нам не к кому идти, кроме как к каббале. В ней мы открываем, что причина всего происходящего - в нашем стремлении подчиняться стихийному, эгоистическому типу развития желаний.
Да, но это же природа желания - увеличиваться и дробиться! Ну и что, - говорит каббала, - любой яд, любой наркотик тоже не менее природен, но несет смерть. Исследовав природу, человек находит противоядие. Так и в нашем случае: исследовав стихийную природу эгоизма, каббалисты нашли для этого яда не менее природное противоядие.
Если мы сознательно примем для себя, что норма жизни - единение и жизнь ради других (что есть принцип существования любой природной системы), то стихия эгоизма подчинится нам. Она затягивает нас в свой водоворот до тех пор, пока мы не знаем, как над ней подняться.
Именно принцип единения, альтруизма и есть главный закон Природы. И когда мы обнаруживаем, что все беды наши от того, что мы слепо продолжаем идти по пути усиления конфликта с Природой, продолжаем тонуть в эгоизме, не зная ни его природы, ни средств спасения, - это означает, что пришло время открыть закон альтруизма.
То есть нам, в буквальном смысле, предложена жизнь или смерть. Надо выбрать жизнь.
Михаил Гонопольский