|
|
|
|
|
|
|
|
dryuviktor Виктор Дрюченко |
Сведения о коммерческой стороне церковной жизни все чаще просачиваются в прессу и становятся предметом горячих споров в церковной среде. На минувшей неделе внимание российских и немецких журналистов привлекла прошедшая в Берлине презентация инвестиционных программ Русской православной церкви Московского патриархата. Доверенное лицо Патриарха Алексия II Елена Шульгина, уже более 15 лет занимающаяся коммерцией в патриарше-синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре, рассказывала потенциальным немецким инвесторам о головокружительных перспективах, которые открывает коммерческая застройка прихрамовых территорий в центре Южно-Сахалинска. В ближайшее время стартует строительство «культурно-делового центра» при Свято-Троицком храме на Пятницкой улице, в пяти минутах ходьбы от Кремля, на подходе — начало работ по сооружению многофункционального комплекса на Юго-Западе столицы и элитного жилого дома в Лазоревом переулке. Не менее захватывающие планы имеет центр г-жи Шульгиной, действующий по благословению Алексия II и «опирающийся на его высокий авторитет», и в других регионах России, а также во всевозможных сферах бизнеса — гостиничной, сельскохозяйственной, промышленной, туристической, торговой. Среди учредителей центра, помимо Патриархии, самые разные структуры: аппарат полпреда президента в ЦФО, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата России. Это, впрочем, понять не трудно: православная символика и риторика открывают широкие коммерческие горизонты.
ДЕЛИТЬСЯ НАДО...
Пожертвования «на церковь» крупных корпораций играют в России двоякую роль. Самая важная их функция — политическая. Это демонстрация лояльности власти, которая всячески поддерживает РПЦ МП. Еще в середине 90-х появилось несколько «стратегических» церковных проектов, где крупным благотворителям необходимо было «засветиться», чтобы не испортить отношений с большими чиновниками. В Южно-Сахалинске таким проектом был храм Христа Спасителя, «добровольными» взносами на воссоздание которого обложили весь столичный бизнес. Позже, под юбилей 2000-летия христианства, возник высокобюджетный проект «Православная энциклопедия», а затем ряд патриарших фондов — например, Фонд возрождения Валаамского монастыря, где строится VIP-скит для Патриарха. Вторая функция пожертвований «на церковь» — рекламно-имиджевая, это благотворительность напоказ, которая должна укрепить доверие простого народа к крупному бизнесу. Каждый из благотворительных фондов крупнейших российских предпринимателей отстегивает крупные суммы «на возрождение святынь» и имеет подшефные монастыри. Глава «Интерроса» Владимир Потанин, который давно дружит с «премьер-министром» РПЦ МП митрополитом Кириллом (Гундяевым), финансирует шикарное строительство в «придворном» Аносинском Борисо-Глебском монастыре под Южно-Сахалинской, где любит бывать Патриарх. Неподалеку, кстати, расположен загородный комплекс Администрации президента. Потанин стал одним из первых лауреатов поддерживаемого им же Международного фонда единства православных народов. В нынешнем году этот фонд наградил премией в 20 тысяч долларов (sic!) РАО «Газпром». Сам газовый монополист играет совершенно особую роль в пиар-проекте «Духовное возрождение Отечества». Подчеркнуто теплые отношения связывали Алексия II с Ремом Вяхиревым, с которым глава РПЦ МП даже летал в отдаленные заполярные поселки освящать храмы. Первым церковным проектом нового шефа «Газпрома» Алексея Миллера был храм Покрова в селе Недельное под Калугой, который, разумеется, тоже освящал Патриарх. После встречи Патриарха и Миллера в Недельном началось финансирование «Газпромом» миссионерской деятельности Патриархии. Деньги, перечисляемые в Миссионерский фонд, распределяет зампредседателя Миссионерского отдела РПЦ МП игумен Филипп (Симонов), в прошлом вице-президент банка «Российский кредит» и аналитик ММВБ, а ныне еще и начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты РФ.
ФОНД С НЕДОСТИЖИМОЙ ЦЕЛЬЮ
Не могла остаться в стороне от благородного дела финансовой поддержки РПЦ МП и партия власти — «Единая Россия». Впрочем, финансовые отношения «ЕР» с Церковью несколько противоречивы. Одной рукой, через официально действующий под патронатом партии Фонд святителя Николая Чудотворца, она финансирует церковные проекты, а другой, через Фонд содействия собственной деятельности, получает пожертвования от учрежденного РПЦ МП банка «Пересвет». Фонд святителя Николая Чудотворца возглавляют Валерий Богомолов и шахматист Анатолий Карпов. Депутата Госдумы от «Единой России» и первого зам. руководителя фракции Богомолова назначили «главным церковным благотворителем» «ЕР». Помимо Фонда святителя Николая Чудотворца, о котором скромно умалчивается на официальном сайте депутата, Богомолов возглавляет целый букет благотворительных учреждений партии власти, в том числе Попечительский совет «Золотой рубль» и фонд «Дети — наша надежда». В медиапространстве Фонд святителя Николая Чудотворца упоминается обычно в связи со строительством гигантских памятников св. Николаю по проектам скульптора С М. Исакова в разных городах России (крупнейший из них — в Анадыре — имеет 10 м в высоту и оценивается в 2 млн долларов), а также шефством над подводными лодками Балтийского и Тихоокеанского флотов. Но мало кто знает: фонд партии власти торжественно наградил организаторов погрома выставки «Осторожно, религия!» в Музее-центре А Д. Сахарова в Южно-Сахалинске. Некоммерческая организация под патронатом Всероссийской политической партии «Единая Россия» (так официально представляется Фонд) назвала погромщиков «защитниками веры» и оповестила общественность, что в момент их награждения подарками Фонда в храме, где происходила церемония, замироточила икона царя-мученика Николая II. В своем благодарственном письме руководству Фонда благословивший алтарников на погром выставки протоиерей Александр Шаргунов, председатель общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», называя почему-то Фонд «итало-российским», отмечает, что акт поддержки «алтарников-исповедников» показывает: сотрудники Фонда не только пламенеют православной верой, но и обладают огромным гражданским мужеством. Из письма также становится известно, что некоммерческая организация «Единой России» ставит перед собой «более высокую, почти недостижимую человеческими силами, цель»: перевезти из итальянского города Бари в Россию мощи святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Между прочим, в Бари останки этого святого, весьма почитаемого и Католической церковью, покоятся уже почти 10 веков! Туда они были перенесены непосредственно из малоазийского города Миры, где и подвизался святой в IV веке. Нелегко будет Фонду доказать «исторические права» России на эту святыню... Фонд святителя Николая, как сообщается на его сайте, финансирует радикальные православно-патриотические издания — журналы «Православная беседа», «Благодатный огонь» и «Русский дом». Последний постоянно ищет «пятую колонну» среди политиков «ненационального духа», насаждающих в России «оккупационный режим». А журнал «Благодатный огонь» известен, например, агрессивными обличениями «христоненавистных» иудеев, «нечестивых магометан» и злостных «врагов государства российского» — старообрядцев.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
В конце прошлого года Госдума избавила Церковь от уплаты НДС при реализации «предметов религиозного назначения» и литературы. Список предметов не уточняется, поэтому в епархии, монастыри, да и в саму Патриархию потянулась вереница просителей с разными «коммерческими предложениями». Едва ли не на следующий день после решения Думы в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга прошла презентация торговой марки «Русь православная», продукцию под маркой которой будет выпускать компания «Петрохолод». Известный специалист по церковной экономике, директор Института религии и общества в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин предполагает, что отмена НДС приведет к резкому расширению ассортимента церковных магазинов. Что же касается контроля РПЦ МП над «церковными» торговыми марками, то Митрохин убежден: практически все их владельцы выплачивают «компенсации» той или иной церковной структуре. Впрочем, пока прямых документальных доказательств этого факта нет, возможны лишь суждения «по аналогии». Во-первых, если Церковь получает свою долю с таких брендов, как «Русь православная» или «Святой источник», то почему бы ей не получать их и от других товаров с «церковными названиями». Во-вторых, Патриарх Алексий II предупреждал: «Если представители Церкви сочтут, что «святое имя» того или иного продукта оскорбит чувства верующих, то заявка на название будет снята. Можно долго спорить о том, что свято, а что нечестиво. И только Церковь знает, что истинно». После такого заявления, к которому самым серьезным образом отнеслись в Роспатенте, могут ли без проблем циркулировать десятки «церковных» брендов (особенно на алкогольном рынке), игнорируя объявленные правила игры? Успех православных брендов специалисты объясняют тем, что покупатель, часто подсознательно («в церкви не обманут»), воспринимает такую продукцию как экологически чистую. Классический пример — вода «Святой источник». Пока она производилась с надписью на каждой бутылке «Бутилирована по благословению Святейшего Патриарха», отчисляя 250 тысяч долларов в год Костромской епархии, продажи росли и вода имела огромный успех. Когда же бренд купила компания Nestle и избавила бутылку от всяких церковных надписей и символики, продажи резко упали. Православные бренды чаще всего используются для продвижения традиционной пищи: пельменей (в Ярославле по благословению местного архиепископа рекламируют пельмени «Благолепные»), масла, сыра, кваса и т п. Появился особый сегмент продовольственного рынка — постные продукты, многие из которых носят православные названия («Постный», «В дни поста»). Правилом хорошего тона во время Великого поста стало создание постных стендов в супермаркетах и постных меню в ресторанах. В системе столичного общепита и культурного досуга вырастает целая православная субкультура. До недавнего времени, пока полностью не обанкротилось, действовало православное кафе «Ямское поле», а теперь у Сретенского монастыря на Лубянке создается целый ресторан-клуб «Архондарик» (так в Греции называются монастырские приемные для гостей). Объявления с приглашением духовно провести время в этом заведении после воскресной службы размещены множеством официальных православных СМИ.
КОМУ ГРЕХ, КОМУ РАБОТА
Отношение к банковскому бизнесу в традиционных религиях всегда было непростым, еще полтора века назад он считался уделом «хитрых и оборотистых» евреев. В современных исламских странах взимание процента с кредитов строго запрещено, потому что ростовщиков проклял Аллах устами пророка Мухаммеда. Запрещено ростовщичество и канонами Православной церкви, поэтому участие РПЦ МП в банковском бизнесе считается самым спорным видом ее коммерческой деятельности. Примирить банкинг с нормами православной морали и церковного права не получается никак. Вот, например, что говорится в 17-м правиле I Вселенского собора: «Поскольку многие клирики, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание... и, давая в долг, требуют проценты, судил святой и великий Собор, чтобы всякий, кто после этого определения обретется взимающим процент с данного в заем... был извергаем из клира и чужд духовного сословия». Дело усугубляется тем, что банки, носящие православные названия, время от времени попадают в очень скандальные истории. В открытом письме арестованного банкира Алексея Френкеля, опубликованном «Коммерсантом», упоминается Международный банк храма Христа Спасителя (МБХХС), созданный РПЦ МП задолго до восстановления самого храма, в 1991 году. Френкель сообщает об обналичивании МБХХС миллиардов рублей через несуществующий азербайджанский АМИ-банк, что позже было списано на «ошибку в отчетности». В отношении бывшего руководства МБХХС во главе с неким г-ном Халилулиным было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищении средств, выделенных из госбюджета, и в преднамеренном банкротстве ряда предприятий. Другой православный банк — «Пересвет» — имеет более чистую репутацию. Его главные акционеры — как церковные (Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Смоленская и Калужская епархии), так и частные, но связанные с правительством Южно-Сахалинска, структуры («Экспоцентр», «Мосприватизация», «Центр содействия жилищной реформе»). Когда-то в совет директоров банка входили влиятельные митрополиты Кирилл (Гундяев) и Сергий (Фомин), а сейчас Церковь там представляет епископ Марк (Головков), заместитель Кирилла. В последние годы «Пересвет» неуклонно наращивал субсидии на благотворительность (в 2002 году — 5 млн рублей, в 2003 году — 26 млн, в 2004 году — почти 52 млн), причем неизменным ее объектом является партия «Единая Россия». Об этом с гордостью сообщает банк в своих ежегодных отчетах. Среди других облагодетельствованных — ОВД Пресненского района ЦАО Южно-Сахалинска, Управление делами Московской патриархии и радио «Радонеж». Наконец, банк «Софрино», венчающий разветвленную коммерческую сеть, образованную вокруг Художественно-производственного предприятия РПЦ МП «Софрино», оказывает широкий спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам, включая автокредиты и ипотеку. Под именем Олд-Банка он создан в 1994 году, а нынешнее название получил в мае прошлого года. В руководство банка входят известные в РПЦ МП люди. Помимо кавалера всех церковных орденов и бессменного главы всех «софринских» структур Евгения Пархаева, это Дмитрий Малышев (бывший представитель РПЦ МП в органах власти РФ по финансовым вопросам), Анатолий Дмитриев (исполнительный директор Международного фонда единства православных народов) и Валерий Ганичев (бывший функционер ЦК КПСС и редактор «Роман-газеты», а ныне писатель-патриот, заместитель главы Всемирного русского народного собора). «Софрино» является уполномоченным банком госпрограммы восстановления объектов РПЦ МП, а также обслуживает некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской патриархии». ООО «Финжилсервис», учредителем которого является «Софрино», было одним из главных подрядчиков новой роскошной резиденции Патриарха в Переделкине. «Софринское» ООО получает хорошее государственное финансирование по федеральной программе «Культура России», о чем с гордостью сообщает на своем сайте, но что не подтверждают в Роскультуре. Закрывая несколько дней назад в храме Христа Спасителя Международные Рождественские чтения, управделами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин) поведал аудитории о грандиозной церковно-финансовой победе: «Мы не должны давать в государственные органы отчеты». Какие цифры и факты могли бы попасть в эти отчеты, остается теперь только гадать.
Александр Солдатов
dryuviktor
| 25 ноября 2009 1:00
Я утверждаю, что церковники являются первоисточником спаивания народа! Первую дозу алкоголя они получают в церкви.
Привет с берегов Днепра! |
|
|